XXII ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНОГО КИНО «БЕЛЫЕ СТОЛБЫ — 2019»

     С 25 февраля по 2 марта 2019 года на территории фестивального киноцентра Госфильмофонда России  в г. Домодедово прошёл XXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы».

     Помимо постоянных рубрик «Реставрации» и «Архивные находки»,  на фестивале была представлена подборка студенческих работ 50-70-х годов, а также несколько новых тематических программ. Также у зрителей была возможность увидеть уникальные материалы из коллекций РГАКФД и Шведского киноинститута.

     В рамках открытия фестиваля была представлена новая реставрация шедевра немого кино «Обломок империи» (1929 г.) режиссёра Фридриха Эрмлера. Фильм демонстрировался в сопровождении Симфонического оркестра Ленинградской области под управлением народного артиста республики Кабардино-Балкария Михаила Голикова. Работа над восстановлением ленты длилась более семи лет и стала одним из важнейших международных проектов Госфильмофонда России. Совместная реставрация с музеем кино EYE (Амстердам) и Фестивалем немого кино в Сан-Франциско сделала для зрителя доступным первоначальную версию фильма, все эти годы существовавшую в изрезанном цензурой виде. Канонические кадры из истории кино, знакомые всем только по учебникам, вновь обрели свое законное место в монтажной последовательности фильма. Оригинальная музыка к ленте была написана одним из ведущих композиторов советского авангарда Владимиром Дешевовым и восстановлена для фестиваля дирижером Михаилом Голиковым.

     В числе реставраций и важнейшая картина эпохи «перестройки» «Облако-рай» (1990) Николая Досталя. Оригинальные негативы в России не сохранились, и новая копия печаталась с контратипа при непосредственном участии режиссёра и оператора фильма. На фестивале картину представляли режиссёр Николай Досталь, оператор Юрий Невский, актёры Андрей Жигалов, Ирина Розанова и Сергей Баталов.

     В новой рубрике «Пианино и пианисты» были представлены работы классиков мирового кино – Роберта Вине («Руки Орлака, 1924), Джозефа фон Штернберга («Обесчещенная», 1931), Макса Офюльса («Блестящий вальс Шопена», 1936), Ингмара Бергмана («Осенняя соната», 1975) и других. Кроме этого, демонстрировалась малоизвестная, но, пожалуй, самая эксцентричная картина в программе фестиваля – «Разбойничья симфония» (1936) Фридриха Фейера. Помимо игровых картин, в рубрику также вошли киножурналы, документальные ленты и анимация.

     Наиболее ценными в рубрике «Архивные находки» являются мелодрама «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922), снятая в Германии с участием выдающихся театральных актеров Ольги Гзовской и Михаила Тарханова, и один из последних советских немых фильмов «Про обезьянку» (1935). В коллекции Госфильмофонда удалось обнаружить и две американские картины, ранее считавшиеся утраченными: остросюжетный фильм «Заплати мне» (1917) с участием звезды немого кино Лона Чейни и экспериментальный фильм Романа Фролиха «Пленник» (1934).

     Самая масштабная рубрика фестиваля в этом году посвящена 1960-м годам – эпохе расцвета советского кино. Авторы картин, легендарные кинематографисты, сами представляли свои работы пятидесятилетней давности. Так, о картине «Монета» (1962) рассказал режиссёр Владимир Наумов, фильм «До свидания, мальчики» (1964) представлял оператор Леван Пааташвили и исполнитель главной роли Николай Досталь, «Личную жизнь Кузяева Валентина» (1967) – автор сценария Наталья Рязанцева и оператор Борис Тимковский, «Случай из следственной практики» (1968) – оператор Геннадий Карюк, «Три дня Виктора Чернышёва» (1967) – режиссер Марк Осипьян. Режиссёр Андрей Смирнов представил свой первый полнометражный фильм, снятый совместно с Борисом Яшиным, «Пядь земли» (1964) и студенческую работу «Эй, кто-нибудь!» (1962). Особым событием стал показ всех четырёх серий картины «Война и мир» (1965-67) с 70-мм плёнки: демонстрировалась оригинальная копия 1960-х годов, сохранившаяся в Госфильмофонде.

     Студенческие работы прошлых лет, курсовые и дипломные фильмы будущих классиков кинематографа демонстрировались на фестивале уже в третий раз. В программе – первые фильмы Георгия Шенгелая, Андрея Смирнова, Андрея Хржановского, режиссёрский дебют Сергея Никоненко, снятый во ВГИКе диплом классика болгарского кино Ивана Терзиева. Свои фильмы представляли: оператор Александр Антипенко («Сегодня – каждый день», 1967), актёр и режиссер Сергей Никоненко («Петрухина фамилия», 1971), режиссёр Андрей Хржановский («Новый знак», 1963), оператор Геннадий Карюк («Сёстры», 1964 и «Я – Куба», 1965), Матушка Ольга, в прошлом – актриса Ольга Гобзева («Анюта», 1964).

     В 2019 году фестиваль открыл новую рубрику, посвященную выдающемуся архивисту, первому художественному руководителю фестиваля Владимиру Юрьевичу Дмитриеву. Здесь были представлены фильмы, о которых он писал, которые он спас от гибели, которые вернул из забвения. Среди таких лент «И бог создал женщину» (1956) Роже Вадима и «Истина» (1960) Анри-Жоржа Клузо.

     На фестивале и был организован показ венгерской и советской кинохроники 1919-го года с комментариями. Также представлена картина Владимира Сидоренко «Экспозиция войны», посвящённая фронтовым кинооператорам и созданная на основе архивных материалов. Показ приурочен к презентации двух уникальных изданий, выпущенных Госфильмофондом: «Плачьте, но снимайте!» Валерия Фомина (при участии Владимира Михайлова и Варвары Ждановой; составление указателя – Тамара Сергеева) и «Создатели фронтовой кинолетописи: Биофильмографический справочник» Александра Дерябина.

Уважаемые пользователи!

Фестивальный каталог дополняется статьями о фильмах-участниках на постоянной основе.

Следите за обновлениями раздела и рубрик на сайте Госфильмофонда России.