Госфильмофонд России

— основной архив кинофильмов РФ, член Международной федерации киноархивов (FIAF)
Госфильмофонд России — главный и крупнейший архив кинофильмов Российской Федерации, член Международной федерации киноархивов (FIAF).

Является государственным учреждением культуры — хранителем государственной коллекции фильмов и других киноматериалов, осуществляющим собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую, методическую и информационную деятельность в сфере кинематографии.

Госфильмофонд сегодня — это уникальный многофункциональный комплекс, играющий важную роль в развитии и популяризации российского кино.
Коллекция Госфильмофонда
В 1997 году Госфильмофонд России был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира.
1 044 765
На постоянном хранении

по состоянию на 01.01.2020 г.

575 447
Фонд отечественных фильмов
468 688
Зарубежный фонд
19
Хранилищ фильмов
1 038 238
35 мм фильмовых материалов

на хранении

6 070
70 мм фильмовых материалов

на хранении

479 424
Архив

бумажных документов

45 594
Цифровые и аналоговые

носители информации

В коллекции более 70 000 наименований фильмов — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 году, до современных российских и зарубежных произведений кинематографа.
История
Организация всесоюзной фильмотеки
История блок 1

Идея создания национального киноархива активно обсуждалась кинематографистами еще в 1920‑е годы. Основу Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов, спасенная в 1932 году от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым. Это была коллекция немых фильмов, которая усилиями Комарова была перевезена в Государственный техникум кинематографии (ГТК), составив не только собственную фильмотеку Института кинематографии, но в дальнейшем и Госфильмофонда.

В 1933 году Совет народных комиссаров принял Положение о создании Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР, одной из задач которого определялась «организация всесоюзной фильмотеки (хранилища контрольных экземпляров всех выходящих в СССР кинокартин) и фототеки (хранилища контрольных экземпляров фотонегативов)».

История блок 2

2 октября 1935 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект Постановления о кинонегативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кинофотопромышленности (ГУФК) «построить в 1936 году центральное хранилище негативов в Москве…»

История блок 3

Поначалу речь шла о возведении корпуса фильмохранилища на территории киностудии «Мосфильм», однако затем строительство фильмохранилища было перенесено в подмосковный поселок Белые Столбы. Строительство было начато в 1937 году.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Всесоюзное фильмохранилище было эвакуировано в Поволжье и за Урал ‑ в Казань, Свердловск и Новосибирск. И лишь начиная с 1944 года киноматериалы стали возвращаться обратно в подмосковные Белые Столбы.

Создание Госфильмофонда

После войны хранилище пополнилось большим количеством трофейной кинопродукции. Оно уже не соответствовало реальным требованиям ни в части хранения кинораритетов, ни в том, что касалось их научной обработки.

История блок 5

28 сентября 1948 года Комиссия государственного контроля СССР, проверявшая работу фильмохранилища, приняла решение о его реорганизации во Всесоюзный государственный фильмофонд.

4 октября 1948 года вышло Постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд).

История блок 6

В 1957 году Госфильмофонд стал членом Международной федерации киноархивов (ФИАФ). Однако еще в 1946 году на Конгрессе ФИАФ в Париже было решено признать СССР в лице Госфильмофонда, государственного киноархива страны, членом‑учредителем Федерации. Директор архива Виктор Привато, возглавлявший Госфильмофонд с 1946 года, был единогласно избран вице‑президентом ФИАФ.

При активном участии Госфильмофонда в 1964 и в 1973 годах в Москве прошли ХХ и ХХIХ Конгрессы ФИАФ.

История блок 7

С конца 1950 года Госфильмофонд начал вести активную международную деятельность, сотрудничая с мировыми киноархивами в области обмена фильмами для организации и проведения показов в архивных кинотеатрах, тематических кинопрограмм, ретроспектив.

18 марта 1966 года в высотном здании на Котельнической набережной в Москве специально для показа картин из фонда был открыт профильный кинотеатр «Иллюзион». Фильмом-премьерой стала картина «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. Сегодня кинотеатр является флагманской площадкой Госфильмофонда России с программами архивного кино и показами кинолент современных авторов.

История блок 8

В 1992 году Госфильмофонд СССР был переименован в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.

В 1993 году Указом Президента РФ Госфильмофонд России был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 1998 году Госфильмофонд стал членом Ассоциации синематек Европы, которую патронирует Совет Европы. В том же году он был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира.

С 1997 года Госфильмофонд регулярно проводит Фестиваль архивного кино «Белые Столбы».