25 февраля в фестивальном киноцентре Госфильмофонда состоялось открытие XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы». Церемонию открытия вел Петр Багров, художественный руководитель фестиваля. Петр Багров начал с речи, посвященной Наталье Яковлевой, старейшей сотруднице Госфильмофонда, благодаря которой во многом и состоялся фестиваль. Наталья Викторовна скончалась 22 февраля, прямо перед началом фестиваля.
Ольга Борисовна Любимова, директор департамента кинематографии, зачитала приветствие от министра культуры Владимира Ростиславовича Мединского. Была вручена почетная грамота ректору ВГИКа Владимиру Сергеевичу Малышеву. С приветственным словом обратился Никита Сергеевич Михалков, он не смог присутствовать и специально к открытию записал видеообращение.
Поприветствовал гостей и новый генеральный директор Госфильмофонда России Николай Алексеевич Малаков, который заступил на пост в этот же день. Николай Алексеевич поздравил присутствующих с открытием фестиваля и рассказал о фильме-открытии фестиваля.
После перерыва в два года фестиваль открылся грандиозным показом реставрации фильма «Обломок империи» (1929, Фридрих Эрмлер) в сопровождении симфонического оркестра Ленинградской области под управлением народного артиста Республики Кабардино-Балкария Михаила Голикова. Была исполнена оригинальная музыка, написанная к фильму Владимиром Дешевовым.
Утренний показ начался новым короткометражным фильмом «Немых теней живые голоса» (2018) Юлия Файта, режиссера, чей фильм «Мальчик и девочка» стал классикой отечественного кино. Главный герой фильма – молодой и талантливый тапер Филипп Чельцов. Он уже принимал участие в фестивале «Белые Столбы». И сегодня, вслед за фильмом, в котором участвовал сам, в очередной раз продемонстрировал мастерское музыкальное сопровождение к немой картине «Руки Орлока» (1924, Роберт Вине). Утренняя программа прошла в рамках рубрики «Пианино и пианисты», завершился фестивальный день – фильмом «Разбойничья симфония» (1936, Фридрих Фейер) из этой же рубрики. Это уже второй фильм на фестивале, где вместо привычного перевода «в голос» используются русские субтитры, спроецированные на экран. Это нововведение фестиваля, которое позволяет зрителями оценить не только оригинальный звук, но и актерские интонации.
Открылись показы во втором просмотровом зале. Там перед 11-часовым показом «Войны и мира» (1-я серия «Андрей Болконский», 1965, Сергей Бондарчук) сказал вступительное слово киновед и историк кино Евгений Марголит. «Война и мир» показывается во все фестивальные дни (каждый день – очередная серия) с 70 мм пленки. В таком формате фильм демонстрируется, пожалуй, впервые, со времени выхода на экраны. Во втором же зале состоялся и показ отреставрированного стереофильма «Концерт» [«Земля молодости»] (1940, Александр Андриевский).
В основном зале представил свой фильм «Оранжевый джаз» режиссер, а также сценарист и художник фильма Александр Исупов. Для него эта картина, по словам самого режиссера, стала не столько рассказом о времени, сколько попыткой воссоздать ощущение этого времени – шестидесятых, – с его музыкой, цветами, лицами. Над фильмом Исупов работал вместе с оператором Игорем Вотинцевым, который тоже присутствовал на показе.
На вечерних показах лично представил свои работы оператор Геннадий Карюк, были показаны его студенческие работы (совместно с Михаилом Литвяковым) «Сестры» (1964) и «Я – Куба» (1965). Следующим фильмом стала операторская работа Карюка в фильме Леонида Аграновича «Случай из следственной практики». Можно было наблюдать, как в учебных работах формируется сложный выразительный стиль.
На фестиваль продолжают подтягиваться гости, в коридорах фестивального киноцентра педагоги читают лекции студентам, в комнатах профессиональные беседы перерастают в мастер-классы для желающих. Утренние показы начались с рубрики для фестиваля архивного кино не просто важной, но необходимой – это «Архивные находки». Немой фильм с эффектным виражом «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922, Николай Маликов) – первый в программе. «Пленник» – еще одна находка, фильм Романа Фролиха 1934 года – продолжает тему пустыни в кино: в фильме режиссер оставляет главного героя наедине с миражами посреди графичных кактусов пустыни Мохаве. Днем прошел показ мультфильма «Ночные призраки» (1935, Вольфганг Лангхофф).
На представление студенческих работ «Анюта» (1964, Геннадий Базаров, Тамоцу Кавасаки) и «Эй, кто-нибудь!» (1962, Андрей Смирнов, Борис Яшин) приехала Ольга Гобзева, ныне инокиня Ольга. Режиссер Андрей Смирнов вместе с ней представил свою короткометражку, а также свой полнометражный фильм «Пядь земли», который он снял с Борисом Яшиным. Андрей Сергеевич рассказал, что фильм они снимали как курсовую работу, но его с восторгом приняли на «Мосфильме», и они защитили его, как диплом. Показ этих картин был посвящен памяти Бориса Яшина, который скончался незадолго до начала фестиваля.
Во 2-м зале после очередной серии «Войны и мира» прошел показ нескольких выпусков «Красного кинорепортажа» с комментариями Дениса Федорина к хронике 1919-го года, вошедшей в рубрику «Кинохроника мировой революции – 1919».
Рубрика «Пианино и пианисты» каждый день подтверждает, что образ, который с самого начала привлекал кинематографистов, «вписывается» в совершенно разные жанры и виды кино. Сегодня были показаны сюжеты из киножурнала «Фитиль», мультфильм «Заячий хвостик» (1984, Вадим Курчевский), документальный фильм «Вибрирующая сталь, звучащее дерево» (1936, Ханс Альберт Леттов) и фильм Ингмара Бергмана «Осенняя соната». День завершил динамичный фильм 1970 года «Пять легких пьес» (Боб Рейфелсон) с Джеком Николсоном в главной роли.
С каждым днем гости расходятся все позже, в коридорах киноведы и кинокритики пишут статьи о фестивальной программе, плотная фестивальная программа не позволяет выспаться. Четвертый день фестиваля по праву можно назвать самым насыщенным: с самого начала дня ожидалось несколько очень важных гостей. К утреннему показу в рамках рубрики «Студенческие работы» приехал представить свой фильм «Новый знак» (1963) Андрей Хржановский. Перед 11-часовом сеансом во 2-м зале (3-я серия «Войны и мира») выступил оператор картины Анатолий Петрицкий, а в основном зале фильм «До свидания, мальчики» (1964, Михаил Калик) представили 92-летний оператор Леван Пааташвили и актер Николай Досталь. Леван Пааташвили рассказал о том, как проходили съемки, как велась работа с режиссером. Он вспомнил об ощущении легкости и свободы на съемочной площадке, которые напоминали скорее атмосферу на съемках любительского кино. Эта легкость ощутима и в самом фильме.
В перерывах участники и гости фестиваля, студенты, которых в этом году много на показах, могли поговорить со своими кумирами, кто-то брал автографы, а кто-то робко наблюдал издалека.
После обеда прошли очередные показы рубрики «Пианино и пианисты», а также премьерный показ фильма «Экспозиция войны» (2018, Владимир Сидоренко). После фильма состоялась лекция Петра Багрова о реставрации «Обломка Империи» (1929, Фридрих Эрмлер). После лекции – презентация книг («Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941–1945 гг.» Валерия Фомина и «Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник» Александра Дерябина), а также последнего 111-го номера «Киноведческих записок».
Вечерняя программа началась с фильма «Три дня Виктора Чернышева» (1967), который представил Марк Осепьян. После показа его еще долго не отпускали гости фестиваля – задавали вопросы о фильме, выражают свою благодарность мастеру.
Накануне Николай Изволов сказал, что это один из лучших фестивалей за последние несколько лет, и четвертый день только подтвердил это. Рубрика «Шестидесятые», которая задумывалась с тем, чтобы пригласить как можно больше режиссеров, актеров и операторов, готовых делиться своими воспоминаниями, стала эмоциональным ядром фестиваля.
Последний показ – фильм «И Бог создал женщину» (1956, Роже Вадим) – был посвящен памяти Владимира Дмитриева.
Заключительный день XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы» начался с показа картины «Истина» (1960, Анри-Жорж Клузо) в рамках рубрики «Памяти В. Ю. Дмитриева».
Оператор Борис Тимковский и сценарист Наталия Рязанцева представили картину «Личная жизнь Кузяева Валентина» в рамках рубрики «Шестидесятые». По словам авторов, фильм вырос из курсовых работ и вышел на экраны во многом благодаря тому, что картину Геннадия Полоки «Интервенция» положили на полку. Кроме того, после выхода на экран авторов фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина» обвинили в клевете на советскую молодежь и запретили его к показу.
Рубрика «Студенческие работы» была представлена картинами «Сегодня – каждый день» (1965, Владимир Савельев), «Алавердоба» (1962, Георгий Шенгелая), «Петрухина фамилия» (1971, Сергей Никоненко). На фестиваль приехал оператор картины «Сегодня – каждый день» Александр Антипенко, который рассказал об особенностях съемок картины – все сцены в балетной школе были сняты не в павильоне, а в настоящем балетном классе. Именно это позволило достичь максимальной реалистичности в кадре. Сергей Никоненко вспомнил о том, как сорок лет назад увековечил на экране своего отца наряду с известными профессиональными актерами. Сценарий фильма «Петрухина фамилия» был одобрен мастером деревенского рассказа Василием Шукшиным, а председатель жюри Московского фестиваля студенческих фильмов Сергей Бондарчук отдал Никоненко призы за лучший сценарий, фильм, режиссуру и лучшую роль.
В рамках рубрики «Реставрации» была показана картина «Осень» (1965, Фридрих Эрмлер), фильм-песня «Пограничная сторожевая» (1939, Игорь Сорохтин), мультфильм «Муха-Цокотуха» (1941, Владимир Сутеев).
На закрытии фестиваля в киноцентре показали фильм Владимира Досталя «Облако-рай». Режиссер рассказал о том, как благодаря работе сотрудников Госфильмофонда, картина «Облако-рай» была отреставрирована и восстановлена. На сегодняшний день по своим фотографическим качествам эта копия максимально близка к оригинальной.
На церемонии закрытия были вручены призы в четырех номинациях. Так приз «За лучший просветительский проект о кино» получил Максим Павлов, Лариса Малюкова получила приз в номинации «Лучший кинокритик», лучшим историком кино, по результатам голосования гостей и участников фестиваля, стал Николай Изволов. Кроме того, специальный приз им. В.Ю. Дмитриева за вклад в развитие архивного дела и бесценную помощь в пополнении коллекции Госфильмофонда получил Владимир Опела, Почетный директор Народного Чешского киноархива.
На церемонии закрытия выступили художественный руководитель фестиваля Петр Багров, а также заместитель директора по научной части Ольга Деревянкина.
ВЫСТАВКА ПЛАКАТОВ Леонида Богданова
В рамках XXII фестиваля архивного кино «Белые Столбы» в Госфильмофонде России прошла выставка плакатов Леонида Богданова – одного из ведущих мастеров «Рекламфильма», художника, реформировавшего советский киноплакат.
Начав в первые годы 1980-х с тонкой, изысканной лирики, вскоре, уже к середине десятилетия, Богданов буквально взорвал уныло-благопристойное жизнеподобие плаката эпохи застоя. Его стилистика возникла в предощущении перемен. Поточная репертуарная продукция преобразилась в его интерпретации в сюрреалистические видения. Потому именно богдановские рекламные версии фильмов, оказавшихся символами перестройки – «Тема», «Покаяние» – стремительно стали классикой перестроечного плаката, яркого, вызывающе дерзкого.
«В 80-х началась какая-то неосознанная перестройка к композиционным подходам художников в работах над киноплакатами, – рассказывает Леонид Богданов. – Крепло место метафоры в плакате, проявлялось желание передать в композиции настроение, почерпнутое из кинокартины. Портреты актеров, которые художники выносили на лист, начали окрашиваться эмоциями, связанными и с образом героя в фильме, и с общей композицией киноплаката. Начали появляться элементы сюрреализма.
В моих работах мне был важен человек, который с моей работой неожиданно встретится на улице или у кинотеатра. И этому человеку должно быть понятно, с чем я к нему обращаюсь. Да, с некоторой загадочной интригой, с недосказанностью, но должно быть понятно, о чем я говорю с ним со своего киноплаката. И только наличие такого диалога между киноплакатом и его зрителем – гарантия качества работы».
Кураторы выставки – Наталия Яковлева и Евгений Марголит – работали в тесном сотрудничестве с самим художником. На выставке представлены как типографские плакаты, так и оригиналы, ранее хранившиеся у Богданова, а теперь переданные в Госфильмофонд.