Более 4000 человек посетило I Московский международный фестиваль архивных фильмов
29 Ноября 2021

С 15 по 28 ноября в Москве состоялся I Московский международный фестиваль архивных фильмов — преемник фестиваля «Белые Столбы», который с 1997 года организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов с коллекцией одного из крупнейших в мире киноархива. В 2021 году фестиваль архивных фильмов впервые прошел в Москве в таком масштабе и стал доступен широкой публике. В рамках 10 программ на 5 площадках показали более 90 картин и провели более 60 встреч с кураторами, киноведами, кинематографистами, специалистами Госфильмофонда и зарубежных синематек. Показы посетило более 4 000 зрителей. Большинство фильмов демонстрировалось с пленки, в том числе широкоформатной: прокрутили 764 км пленки. Столь обширная программа стала возможна благодаря научному обмену и сотрудничеству с многочисленными синематеками, студиями и культурными фондами. Среди них: Синематека Болоньи (Cineteca di Bologna), Литовский киноцентр (Lithuanian Film Centre), Российский государственный архив кинофотодокументов, Park Circus, Австрийский музей кино (Österreichisches Filmmuseum), Югославская синематека (Југословенска кинотека), Нидерландский институт кино (Eye Film Museum), ВГИК, студии Ленфильм, Казахфильм, Мосфильм, Viba Film, Gaumont, Sara Film, Pyramide и Студия Горького, Французский Институт в России, Австрийский культурный форум и Japan Foundation.

Главной площадкой фестиваля стал кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион». Здесь показали основную программу: рубрики «Реставрации и находки», «Тема: Трудный возраст», «Кино о кино», «Киностолица. Вена» и ретроспективу экранизаций Достоевского к 200-летию писателя — от дореволюционных фильмов до картин Куросавы, Висконти, Брессона, и Жулавского. В кинотеатрах «Художественный», «Москино Космос», Музее современного искусства «Гараж» и Центре документального кино прошли показы параллельной программы: реэнактмент показа года открытия «Художественного» (1909), ретроспективы к 90-летию многократного обладателя «Сезар» Алена Кавалье и 100-летию легендарного документалиста Семена Райтбурта, показы с 70-мм плёнки оскароносного советско-японского фильма Куросавы «Дерсу Узала» (1975) и «Повести пламенных лет» Юлии Солнцевой, благодаря которой в 1961 году она стала первой в мире режиссеркой с Каннской ветвью за лучшую режиссеру.

В рамках программы «Реставрации и находки» состоялись 4 мировые премьеры шедевров начала прошлого века, которые были восстановлены старшим искусствоведом Госфильмофонда Тамарой Шведюк. Это завораживающая зрителей и критиков того времени «Юдифь и Олоферн» (1909) Луи Фейада, и три итальянские картины, объединенные именем поэта Торквато Тассо. Показы стали долгожданными события среди архивистов всего мира. Картины уже запрошены для показов ведущими зарубежными синематеками.

На фестивале впервые представили зрителям найденную ведущим искусствоведом Госфильмофонда Анастасией Терентьевой и оставшуюся незаконченной «Незнакомку» (1985) Динары Асановой, а также — цифровые реставрации единственной режиссерской работы Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» (1967), драмы «Молох» Александра Сокурова (1999) и киноконцерта Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» (2005).

Зрители, а я много беседовал с ними, очень довольны. Пресса — отличная. Я считаю, что перенос фестиваля в Москву на несколько площадок — это просто какой-то тектонический сдвиг в деле продвижения архивного кино. Если фестиваль архивных фильмов закрепится здесь, будет и дальше происходить в Москве, это будет просто замечательно.
Николай Изволов, художественный руководитель Фестиваля, историк кино

Я очень рада, что фестиваль посетили тысячи молодых и умных любителей кино. Мне кажется, нам отлично удалось не растерять постоянную профессиональную аудиторию и одновременно привлечь внимание новой. Я счастлива, что программа I Московского международного фестиваля архивных фильмов будет жить и после его завершения. Так, после премьеры на фестивале в общероссийский прокат вышел фильм Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». А уникальные реставрации искусствоведа Госфильмофонда Тамары Шведюк запрошены шестью ведущими международными фестивалями… Наш фестиваль сравнивают с легендарным смотром «Возвращенное кино» в Болонье и уже с нетерпением ждут продолжения в Москве. Все это очень приятно и дарит надежду, что архивное дело в России получило новый стимул для развития.
Надежда Степанова, директор Фестиваля

Благодаря фестивалю архивных фильмов «Иллюзион» возвращает себе статус центра притяжения московских синефилов, продолжая традиции, заложенные 55 лет назад, когда кинотеатр был запущен как площадка для демонстрации фильмов из коллекции Госфильмофонда. Мы продолжим развиваться в этом направлении и регулярно радовать публику новыми архивными программами с 35-мм пленки, оставаясь при этом местом, где зрители могут увидеть новинки фестивального и авторского кино, встретиться как с молодыми российскими кинематографистами, так и заслуженными деятелями кино.
Александра Лаврова, арт-директор кинотеатра «Иллюзион»

В рамках фестиваля состоялся специальный показ памяти Кирилла Разлогова — постоянного гостя и друга фестиваля «Белые Столбы», карьера которого началась в научном отделе Госфильмофонда. В «Иллюзионе» показали один из самых любимых фильмов киноведа — советскую мелодраму Абрама Роома «Третья Мещанская» (1927).

В рамках программы «Киноклассика. Повторный прокат» в «Иллюзионе» зрители увидели возвращенные на большие экраны классические шедевры: «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Иди и смотри» Элема Климова, «Курьер» Карена Шахназарова, «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Мальчик и девочка» Юлия Файта и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.

Практически каждый показ фестиваля сопровождался представлением или обсуждением. В публичной программе приняли участие директор Австрийского музея кино Михаэль Лоебенштейн, историк немого кино Федерико Стриули, режиссёры Юлий Файт, Александр Сокуров и Ален Кавалье, историки кино Николай Изволов и Нина Цыркун, архивисты Наталья Рябчикова и Станислав Дединский, актер Александр Збруев, киновед Максим Семёнов, кинокритики Алексей Васильев и Станислав Ростоцкий, директор студии «Ленфильм» Федор Щербаков, шеф-редактор студии «Ленфильм» киновед Андрей Апостолов, режиссёр Лана Гогоберидзе, искусствоведы Госфильмофонда Евгений Марголит, Тамара Шведюк, Анастасия Терентьева, Алиса Насртдинова, Сергей Огудов, Денис Федорин и другие. Главными событиями публичной программы Фестиваля стали презентация нового киноведческого журнала «Кинема», в рамках которой показали фильмы монтажера, жены и сподвижницы Дзиги Вертова Елизаветы Свиловой, и конференция «Архивное кино. Этика реставрации и реконструкции», на которой выступили историк кино Наум Клейман, старший куратор EYE Filmmuseum Марк Пол Майер, киновед и реставратор фильмов Николай Майоров, реставратор Сергей Рожков, старший искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк, киновед Артём Сопин и художественный руководитель Фестиваля Николай Изволов.