В Москве начались показы I Московского международного фестиваля архивных фильмов
16 Ноября 2021

В понедельник 15 ноября в Москве открылся дважды перенесенный в связи c COVID-19 I Московский международный фестиваль архивных фильмов. Показы фестиваля проходят с 15 по 28 ноября в кинотеатрах «Иллюзион», «Художественный», «Москино Космос», Центре документального кино (ЦДК) и Музее современного искусства «Гараж». В программу вошли ретроспективы, культовые отечественные и зарубежные фильмы и архивные находки — кинокартины, прошедшие реставрацию, восстановление или считавшиеся до недавнего времени утраченными. Большинство фильмов демонстрируются с пленки на языке оригинала с русскими субтитрами. Расписание сеансов доступно на сайте.

Открытие посетили композитор Владимир Мартынов, написавший музыку к фильму открытия «Вокальные параллели» (2005, Рустам Хамдамов), скрипачка и руководительница ансамбля OPUS POSTH Татьяна Гринденко, глава департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Светлана Максимченко, ВРИО генерального директора Госфильмофонда РФ Роман Чистяков, режиссеры Иван Твердовский мл. и Иван Твердовский ст., телеведущий и режиссер Петр Шепотинник, куратор Екатерина Кибовская, программный директор Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева, кинокритик Армен Медведев, директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева, киновед Наталья Нусинова, вице-президент по управлению кинопоказом сети кинотеатров «КАРО» Майя Манерова, директор Центра франко-российских исследований Валери Познер, журналистка и телеведущая Юлия Панкратова, атташе по аудиовизуальному сотрудничеству в России и Казахстане Эммануэль Фосийон и другие.

I Московский международный фестиваль архивных фильмов — преемник знаменитого фестиваля «Белые Столбы», который с 1997 года организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов с коллекцией одного из важнейших в мире и крупнейшего в России киноархива. Ранее фестиваль проходил в Домодедовском округе в кинозалах Госфильмофонда. В 2021 году фестиваль архивных фильмов впервые проходит в Москве. Он получил новый статус и новую жизнь, сохранив традиции, заложенные создателем и идеологом фестиваля «Белые столбы» Владимиром Малышевым (ныне — президент ММФАФ), вдохновителем и художественным руководителем фестиваля киноведом-архивистом Владимиром Юрьевичем Дмитриевым (1940–2013) и продолженные историком кино Петром Багровым, курировавшим фестиваль в последние годы.

Главной площадкой фестиваля стал кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион», где показывают основную программу: рубрики «Реставрации и находки», «Тема: Трудный возраст», «Кино о кино», «Киностолица. Вена» и ретроспективу экранизаций Достоевского к 200-летию писателя — от дореволюционных фильмов до картин Куросавы, Висконти, Брессона, и Жулавского. В кинотеатрах «Художественный», «Москино Космос», лектории Музея современного искусства «Гараж» и Центре документального кино проходят показы параллельной программы: реэнактмент показа года открытия «Художественного» (1909), показы с 70-мм плёнки удостоенного «Оскара» японско-советского фильма Куросавы «Дерсу Узала» (1975), ретроспективы к 90-летию многократного обладателя «Сезар» Алена Кавалье и 100-летию легендарного советского документалиста Семена Райтбурта.

Госфильмофонд России с 1997 года ежегодно открывает свою коллекцию синефилам и киноведам, показывая архивное кино на фестивале «Белые столбы». Я очень рада, что в этом году фестиваль проходит в Москве в обновленном формате, и коллекция одного из крупнейших в мире киноархивов станет доступна не только профессиональному сообществу, но и широкой публике. Надеюсь, это станет традицией, которая поспособствует появлению нового зрителя и еще более активному научному сотрудничеству с международными синематеками, а также сформирует рынок архивного кино в России. Я верю, что архивное кино получит новую жизнь и станет привлекать самых разных зрителей как в кинотеатрах, так и на стриминговых сервисах.
Светлана Максимченко — директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России

Наряду с сохранением и изучением пленочного фонда, а также национальным проектом по оцифровке фильмовых материалов, важнейшей задачей Госфильмофонда сегодня является популяризация нашего архива. Этим целям и послужит Фестиваль архивного кино, который пройдет в Москве сразу на 5 площадках. В течение двух недель мы покажем более 90 картин, организуем более 350 сеансов, проведем более 60 встреч с кураторами, киноведами, актерами, режиссерами, специалистами фонда и коллегами из иностранных синематек. Мы очень гордимся нашей центральной рубрикой «Реставрации и находки» и сейчас активно работаем над тем, чтобы вывести программу реставрации Госфильмофонда на новый уровень.
Чистяков Роман Сергеевич – Врио генерального директора Госфильмофонда РФ

Большая часть показов проходят с пленки и сопровождаются обширной публичной программой: лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссерами и кураторами зарубежных архивов. К участию в публичной программе приглашены: историк кино Наум Клейман, директор Австрийского музея кино Михаэль Лоебенштейн, старший куратор нидерландского EYE Filmmuseum Марк Пол Майер, режиссер Александр Сокуров, авторы книги, посвященной фильму «Долгая счастливая жизнь», Станислав Дединский и Наталья Рябчикова, режиссеры Лана Гогоберидзе и Саломе Алекси, второй режиссер последнего фильма Динары Асановой «Незнакомка» Евгений Старов, кинокритик и киновед Андрей Плахов, историк кино Нина Цыркун, искусствоведы Госфильмофонда Евгений Марголит, Тамара Шведюк, Виктория Елизарова, Андрей Икко, Сергей Огудов и другие. Отдельно стоит отметить, что фильм «Путешествие в апрель» (1963) вместе с Евгением Марголитом представит Александр Збруев — это его третья и вторая большая роль в кино.

В рамках фестиваля состоится специальный показ памяти Кирилла Разлогова, карьера которого началась в научном отделе Госфильмофонда и который был постоянным гостем и большим другом фестиваля «Белые Столбы». В кинотеатре «Иллюзион» покажут один из любимых фильмов киноведа — советскую мелодраму Абрама Роома «Третья Мещанская» (1927).

Центральным событием публичной программы фестиваля станет конференция «Архивное кино. Этика реставрации и реконструкции», на которой выступят старший куратор Нидерландского института кино EYE Filmmuseum Марк Пол Майер, историк кино Наум Клейман, старший искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк, киновед, реставратор Николай Майоров, специалист в области стереоскопии и стереоскопического кинематографа, реставратор Сергей Рожков, киновед Артем Сопин. Модератором выступит Николай Изволов — историк кино, художественный руководитель I Московского международного фестиваля архивных фильмов.
Программа будет дополняться, возможны изменения — следите за обновлениями на сайте.

Фестиваль несмотря ни на что стартовал. Стартовал в Москве на пяти площадках. Судя по отзывам прессы и профессионалов киноиндустрии, гостей открытия, программу мы собрали крайне удачную. Теперь будем ждать зрителей! Я лично надеюсь, что по уровню насыщенности, признания и любви, и профессионалов, и самой широкой аудитории Московский международный фестиваль архивных фильмов встанет на одну ступеньку с Болонским Il Cinema Ritrovato, Лионским Festival Lumière и другими мощными архивными смотрами. И конечно, мы все лелеем мысль о кинорынке архивного кино в России, который популяризует архивное кино и выведет фестиваль на еще более высокий уровень.
Директор фестиваля Надежда Степанова

Среди других специальных событий фестиваля — презентация посвященного киноавангардисту Дзиге Вертову первого номера международного научного журнала «Кинема» совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения. В «Иллюзионе» журнал представят ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александр Евменов и киновед Виктория Смирнова-Майзель. После презентации состоится показ документальных фильмов жены и сподвижницы Вертова — режиссера и монтажера Елизаветы Игнатьевны Свиловой.

Кроме того, в эти дни в залах кинотеатра «Иллюзион» зрители смогут посмотреть лучшие отреставрированные картины, вышедшие в повторный прокат в 2021 году. Среди них — «Курьер» (1986), «Иди и смотри» (1985), «Июльский дождь» (1967), «Иван Грозный» (1944), «Восхождение» (1977), «Берегись автомобиля» (1966), «Мальчик и девочка» (1966).