Владимир Малышев: Будущее Госфильмофонда – цифровой открытый архив
19 Декабря 2019

Ректор ВГИКа Владимир Малышев принял участие в круглом столе, посвященном подведению итогов работы Госфильмофонда России в 2019 году. Встреча с журналистами прошла в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» 16 декабря. В круглом столе приняли участие также генеральный директор ГФФ Николай Малаков, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров и ведущий научный сотрудник Госфильмофонда России, киновед Евгений Марголит.

Ректор Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова Владимир Малышев с 1990 по 2001 годы возглавлял Госфильмофонд, потому глубоко погружен в специфику работы одного из крупнейших киноархивов мира. На встрече Владимир Малышев поделился несколькими яркими воспоминаниями о своей бытности руководителем ГФФ:

«Десятки лет считалось, что Госфильмофонд – это склад. А на всякий случай – там миллион коробок и эти миллион коробок надо каждый 3, максимум 5 лет, каждую коробочку просмотреть: не завелись ли там микроорганизмы, которые, как я помню, одно время начали пожирать целлюлозную основу. Пришлось срочно научно-исследовательскому институту искать какой-то материал, изобрели порошок, в каждую коробочку шили по маленькому пакетику, и в миллион коробок клали эти «подушечки».
Или, допустим, негативы на нитропленке частично сохранились какие-то, а ведь 80%, по указанию Госкино СССР тогда, были уничтожены. Почему? Потому что взрывоопасная пленка. На одну баночку с пленкой, помню, ставили наши сотрудники ящик с песком, и он взлетал на 20 метров. И было тогда посчитано одним нашим сотрудником, кандидатом химических наук, если бы нитропленка из архива вдруг взорвалась – то воронка была бы 2 километра и синильным облаком всю Москву бы накрыло. Вот такая история. Но! Почему ее надо беречь? Потому что в ее основе серебра намного больше – и качество изображения от этого намного лучше».

Сегодня нитропленка хранится в архивах Госфильмофонда при особых условиях – с соблюдением особого влажностного, но главное – низкого температурного режима. На территории Госфильмофонда существует собственная пожарная часть.

На встрече с журналистами Владимир Малышев припомнил и несколько важных исторических моментов, сыгравших решающую роль в судьбе Госфильмофонда:

«Товарищ Сталин он хоть был и тиран, но, честно говоря, не дурак, судя по всему, даже в случае с кинематографом. Во-первых, мы все знаем, что он его отсматривал очень внимательно. А в 1937 году было постановление Политбюро, подписанное Сталиным, мы нашли эти тогда документы, о создании Всесоюзного государственного хранилища фильмов, в 1948 году он же подписал уже Указ о создании Госфильмофонда именно как научного центра, туда добавились научные отделы. Почему? Думаю, что товарищ Сталин понимал, что потом о деятельности советских руководителей жители страны будут судить по тому, как это показано в кино того времени. И впечатление о том, как развивалась страна, как жили люди – в основном в кино. Поэтому все сохранялось, а «ненужное» – хотя бы не уничтожалось (за редким исключением – как «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна), а все-таки отправлялось «на полку». Как только началась перестройка – с «полок» все сняли, и история отечественного кино обогатилась».

Сегодня, по мнению ректора ВГИКа Владимира Малышева, Госфильмофонд вышел на планомерную и стабильную работу, но главное – переживает важный технологический этап:

«Сейчас для Госфильмофонда важный этап – переход на цифру. Уже и на пленке-то никто не снимает, за редким исключением. И хранение на цифре – как себя поведет еще цифра. Вроде бы, говорят, что можно хранить вечно, но как еще цифра себя поведет. Говорят, могут быть и всякие наводки, и вирусы. Конечно, требуется внимательное изучение этого способа хранения. Вы же знаете, что во всех музеях зрители видят только 5-10%, остальное хранится в запасниках. Вот и в Госфильмофонде тоже. И, конечно, надо эти запасники раскрывать. Теперь, когда кино – искусство тиражируемое, надо как можно шире нужно показывать богатства Госфильмофонда, теперь это можно даже чуть не по частным заявкам работать через сайт. И, конечно, этим надо пользоваться. Думаю, что у Госфильмофонда и настоящее неплохое, но я очень верю, что будущее будет состоять в том, чтобы коллекции таких фильмов замечательных были открыты людям. В этом, пожалуй, одна из главных задач Госфильмофонда».

Госфильмофонд России – самый большой киноархив страны, он внесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из трех крупнейших кинофондов мира. С 1957 года состоит в Международной федерации киноархивов FIAF. Госфильмофонд России хранит более 1 миллиона роликов, 90 тысяч наименований кинолент, более 450 тысяч единиц материалов, связанных с историей кино: плакаты, афиши, фотографии, монтажные листы.

Фотографии предоставлены пресс-центром МИА «Россия сегодня».