«Венгерское чудо» и «новая волна»

Если в 1950-х годах появление талантливых режиссеров было событием редким, а главными новыми фигурами были Карой Макк и Золтан Фабри, то в 1960-х годах появилась целая плеяда кинематографистов, которых интересовала как история страны, так и ее современные проблемы. Создатели «венгерского чуда», новаторы, подлинные художники — Миклош Янчо, Иштван Сабо, Андраш Ковач — были отражением эпохи своей страны.

Работы Кароя Макка и Золтана Фабри выделяются тонким реализмом, произведения Миклоша Янчо — неповторимым авторским языком. Можно говорить о рождении в Венгрии того периода собственной «новой волны». Своего пика авторское кино достигает к концу 1960-х, когда количественно оно превосходит развлекательную продукцию. Тогда же дебютируют молодые режиссеры Марта Месарош, Ласло Лугошши, Шандор Шара, которые вместе с уже набившими руку кинематографистами в следующие двадцать лет будут снимать остросоциальное кино, обращенное не только к народу Венгрии, но и ко всей мировой общественности.

Самые яркие представители венгерской «новой волны» представлены в нашей подборке.

Чтобы включить субтитры к фильму, нужно кликнуть на значок «СС» в панели видеоплеера и выбрать нужный язык.

1. Младший сержант и другие / A tizedes meg a többiek
1965 год, 100 мин. /английские субтитры/
Режиссер: Мартон Келети
Последние месяцы Второй мировой войны. Советская Армия освобождает территорию Венгрии, но ей противостоят немецкие и венгерские воинские формирования. Устав от тягот войны, находчивый и изобретательный капрал венгерской армии Ференц Мольнар дезертирует из своей части, прихватив с собой жалование батальона и связку весьма необычных гранат. В поисках убежища Мольнар проникает в один небольшой замок, принадлежащий венгерскому барону. Хотя хозяин замка вместе с семьей эвакуировался, дом вовсе не пустует. Мольнар встречает здесь нескольких соотечественников, таких же дезертиров, как он, а также хладнокровного дворецкого Альберта и раненого советского разведчика Гришу, спрятавшегося на вражеской территории от фашистов. Стремясь дожить до конца войны и не попасть в руки военных, Мольнар и его «собратья по оружию» постоянно оказываются в самых разнообразных экстремальных ситуациях, иногда не очень веселых, а порой просто уморительных.
Мартон Келети — венгерский кинорежиссер, сценарист и педагог. На его счету большое количество картин в самых разных жанрах: социальные драмы, исторические ленты, экранизации классики, музыкальные и комедийные фильмы.

2. Холодные дни / Hideg napok
1966 год, 96 мин. /английские субтитры/
Режиссер: Андраш Ковач
Участники массовых убийств сербов и евреев, сидя в тюремной камере в ожидании суда, вспоминают позорные события холодных дней 1942 года, когда венгерские солдаты вырезали население городка Нови Сад. Теперь они осознали, что виноваты перед своим народом, потому что без сопротивления приняли жестокость хортистского режима.
Фильм демонстрировался в советском кинопрокате под названием «Облава в январе».

3. Без надежды / Szegénylegények
1965 год, 88 мин. /английские субтитры/
Режиссер: Миклош Янчо
В Венгрии конца 1860-х годов подавлено национальное движение и восстановлено господство Австрии, но партизанская война продолжается. Чтобы окончательно уничтожить повстанцев, австрийская армия окружает большую группу подозреваемых и заключает ее в неприступный форт. Предполагается, что среди заключенных находятся и лидеры повстанческого движения, но опознать их никак не удается. И тогда для получения необходимой информации к части заключенных применяются самые жестокие формы насилия.
Миклош Янчо исследует острые для своего времени вопросы, перенося их на почву столетней давности: отношения между человеком и историей, функционирование власти или возможность свободы. Эти проблемы чрезвычайно абстрактны, но Янчо с помощью своего авторского языка придает им видимые очертания. В картине нет фоновой музыки, только шумы и короткие отрывистые диалоги. Все грубое, обезличенное, механическое, отражающее бесстрастное функционирование диктатуры. «Без надежды» — важная веха в венгерском кино, всемирно известный и признанный шедевр модернизма. Именно здесь режиссер впервые вывел и применил свой знаменитый язык, и лишь совершенствовал его в дальнейших работах.

4. Двадцать часов / Húsz óra
1965 год,110 мин. /английские субтитры/
Режиссер: Золтан Фабри
Журналист, расследующий обстоятельства давнего убийства, проводит двадцать часов в одной деревне, реконструируя события последних двадцати лет. Постепенно, с образованием звеньев логической цепочки, проявляются конфликты и трагедии героев картины, параллельный анализ воспоминаний раскрывает шокирующие подробности их жизни. Фильм рассказывает о судьбе четырех друзей, бывших батраков. В послевоенные годы в результате ошибок, допущенных как в сельском хозяйстве, так и в политической жизни страны, эти люди перессорились и стали врагами, способными даже на убийство.
Золтан Фабри — один из первых венгерских режиссеров, кто заговорил о ранее запретных темах. Он конструирует историю из воспоминаний жителей деревни, и у каждого здесь своя правда. Это режиссерское решение было смелым, учитывая, что предшествовавшим 1950-м годам было свойственно догматическое кинопроизводство. В шестидесятые годы методы европейского модернизма проникли и в венгерский кинематограф. Золтан Фабри умело пользуется этими приемами для создания драматичной и местами абсурдной картины жизни венгерской деревни.
Фильм получил премию критиков на Венецианском фестивале в 1985 году и два приза на ММКФ: главный приз и приз Международной федерации кинокритиков FIPRESCI. А сам режиссер впоследствии дважды был номинирован на «Оскар».

5. Подброшенный камень / Feldobott kő
1968 год, 85 мин. /русские субтитры/
Режиссер: Шандор Шара
Балаж Пастор, сын деревенского железнодорожника, не может поступить на режиссерские курсы, поскольку его отец был несправедливо обвинен и посажен в тюрьму. Занимаясь земельными работами, молодой человек путешествует по многим сельским областям и встречается с разными людьми. Он знакомится с иммигрантами из Греции, Илиадой и Ирини, которые работают над созданием фермерского центра. Балажу предстоит увидеть историю борьбы и унижения, чтобы спустя годы, став режиссером, рассказать всему миру о судьбе своих друзей.
Шандор Шара — венгерский кинорежиссер, сценарист, оператор и актер. Признанный мастер камеры, отмеченный международными призами и наградами, зачастую сам снимает свои фильмы. Известен не только игровыми картинами, но и документалистикой, в которой он отдает предпочтение историям из трагического прошлого Венгрии.

6. Любовь / Szerelem
1970 год, 85 мин. /русские субтитры/
Режиссер: Карой Макк
Лука регулярно посещает прикованную к постели свекровь. Муж Луки, Янош, был арестован по политическому обвинению, и она не знает, жив ли он еще или нет. Она скрывает это от его матери, присылая ей письма от имени Яноша, который якобы снимает фильм в Нью-Йорке. Повествование постоянно прерывается внутренними мыслями и воспоминаниями персонажей. Действие фильма происходит, в основном, в одном месте, в комнате старухи, полной старых предметов и фотографий. Благодаря такому решению мы отчетливо видим, как буржуазная эстетика рубежа веков сталкивается с суровыми реалиями 1950-х годов. А отсутствие любимого мужчины для двух разных женщин является своеобразным мостом. Настоящее и прошлое, реальность и фантазия сочетаются друг с другом, создавая шаткое положение главных героев и общей политической ситуации в стране, информацию о которой мы должны собрать из деталей мозаики, разбросанных режиссером.
«Любовь» — один из главных фильмов венгерского кинематографа второй половины ХХ века, символическое, бессмертное творение. Фильм о человеческих эмоциях, преодолении трудностей и уходе из жизни без китча, пафоса и бравады. В дополнение к многочисленным международным победам и премиям, фильм получил три награды на Каннском кинофестивале 1971 года и был повторно показан на фестивале в 2016 году.

7. Вера Анги / Angi Vera
1978 год, 92 мин. /английские субтитры/
Режиссер: Пал Габор
1948 год. Вера, помощница медсестры в больнице, открыто критикует невыносимые условия в медицинском учреждении. Активная социальная позиция девочки приводит ее в школу-интернат коммунистической партии. Дальнейшие трудности и страдания, работа на благо партии постепенно уничтожают в девушке человечность и доброжелательность. А впереди у Веры дорога, ведущая к креслу министра.
«Вера Анги» — резкая критика системы, которая меняет человека, заставляет приспосабливаться и подчиняться. В эпоху коммунистической диктатуры по карьерной лестнице могут подняться только те, кто легко подстраивается, «вшивается» в систему. Мы видим, как движение за улучшение положения рабочих и бедных превращается в извращенный идеологический режим.
Перед нами лучшая работа режиссера Пала Габора, который подтвердит свое мастерство в своем следующем фильме «Трещина в потолке». «Вера Анги» — важный фильм и в карьере оператора Лайоша Кольтаи, который через двадцать лет снимет для Джузеппе Торнаторе «Малену» и «Легенду о пианисте».
Лента получила премию кинокритиков на Каннском кинофестивале 1979 года и две награды в Сан-Себастьяне. В том же году фильм прошел предварительный отбор на «Оскар», но в итоге не получил номинации.

8. Дневник для моих детей / Napló gyermekeimnek
1982 год, 103 мин. /русские субтитры/
Режиссер: Марта Месарош
Юли потеряла родителей в детстве. В 1947 году она возвращается в Венгрию из советской эмиграции. Ее удочеряет Магда — бескомпромиссный элемент партийной системы. Перед нами разгорается семейное противостояние двух мировоззрений, разных жизненных идеалов.
Это первый из четырех автобиографических фильмов Марты Месарош. Отец Марты был скульптором, который был арестован и убит в 1938 году. Вскоре ее мать умерла, оставив ее сиротой. Весь этот трагический опыт помогает Марте Месарош работать в манере предельного реализма, смешанного с романтическими образами и легкой ностальгией.
«Дневник для моих детей» продолжает традицию венгерских фильмов, в которых режиссеры переосмысляют историю своей страны в период между 1947-м и 1956 годами с точки зрения «маленького человека». Несмотря на то, что фильм был запрещен в Венгрии в течение двух лет, в 1984 году он заслуженно выиграл Гран-при Каннского кинофестиваля.

9. Полковник Редль / Redl ezredes
1984 год, 151 мин. /английские субтитры/
Режиссер: Иштван Сабо
Событие, произошедшее накануне Первой мировой войны в 1913 году, всколыхнуло всю Европу. Начальник разведки австро-венгерской армии, Альфред Редль, был объявлен изменником и покончил с собой. В этом сюжете Иштвана Сабо интересует не столько шпионская история, сколько внутреннее предательство своей личности. Как жить с отрицанием своего происхождения и прошлого и чем человек готов пожертвовать ради карьеры и всеобщего уважения?
«Полковник Редль» получил приз жюри в Каннах, был выбран лучшим фильмом Британской академией кино и телевизионных искусств, а также был номинирован на «Золотой глобус» и «Оскар», хотя венгерские критики встретили его неоднозначно.

10. Лепестки, цветы, венки / Szirmok, virágok, koszorúk
1984 год, 102 мин. /русские субтитры/
Режиссер: Ласло Лугошши
Действие фильма происходит через год после подавления венгерской революции 1848-1849 годов. Перед аристократией страны встает проблема выбора — подчиниться насилию и стать орудием системы, либо сохранить духовный суверенитет. Этот выбор определяет дальнейшую судьбу героев. Один из них, Корнель, став цензором, старается загладить свою вину за участие в революции, превратившись в преданного слугу режима. Другой, Ференц, понимая бессмысленность дальнейшего сопротивления, тем не менее пытается продолжить борьбу.
В семидесятые и восьмидесятые годы многие венгерские режиссеры обратились к теме войны за независимость 1848-1849 годов. Вместо более ранних развлекательных исторических фильмов, история революции была переработана в более реалистическом ключе. Лугошши, как и Миклош Янчо, но более поэтично, обходит цензуру при помощи метафор и образных параллелей, показывая проблемы свободы и выбора в режиме диктатуры, интеллектуальной и политической оккупации.
«Лепестки, цветы, венки» выиграл «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале в 1985 году. А Стэнли Кубрику настолько понравилась атмосфера фильма и особенно длинная сцена ареста, что он предложил оператору Элемеру Рагайи поработать с ним над проектом о Второй мировой войне, который, к сожалению, не был реализован.