«Венгерская школа анимации»

В венгерской анимации 1960-1970-х годов были видны явные тяготения к интеллектуальной, социально-философской мультипликации. За комичным сюжетом этих фильмов, часто основанных на злободневных темах, мировых политических событиях или культурных веяниях, всегда присутствовал дополнительный пласт размышлений и образов. Эта многослойность переводила работы венгерских аниматоров из детского жанра в категорию мультипликации для взрослых.

К концу 1970-х годов появился независимый жанр эпиграмматически лаконичных короткометражных анимационных фильмов, для понимания которых не существовало языкового барьера, а только возрастной. С отработанными приемами и отточенным мастерством венгерская анимация вышла на мировую арену и собрала богатый урожай наград на самых престижных фестивалях, включая премию «Оскар» и Каннский кинофестиваль.

1. Пять минут убийств / Öt perc gyilkosság
1966 год, 7 мин. 3 сек. /английские субтитры/
Режиссер: Йожеф Непп
Рисованный режиссер демонстрирует зрителям свой фильм, в котором собраны все способы убийств, а каждый убийца тут же оказывается убитым новым убийцей, который затем становится жертвой и так далее. Фильм вызывает у публики настолько бурную реакцию, что один из зрителей убивает режиссера и тут же становится жертвой другого зрителя, которого ждет участь первого и так далее.
Йожеф Непп — ведущая фигура венгерской анимации, сценарист и композитор. Его работы пронизаны духом модернизма и социально-философским смыслом.

2. Концертиссимо / Koncertissimo
1968 год, 3 мин. 10 сек.
Режиссер: Йожеф Гемеш
Пульсирующая вечерняя столица со сверкающими неоновыми вывесками и яркими фарами автомобилей. Богатая публика собирается в престижном концертном зале. Тем временем не музыканты, а солдаты в касках готовятся к выступлению, «настраивают» пулеметы и пушки. Появляется дирижер, и оркестр готов нашпиговать зрителей «свинцовой музыкой».
Йожеф Гемеш смешивает два разных стиля в своем фильме, чтобы подчеркнуть разрыв между социальными группами: техника рисования без контурных линий, более типичная для авангардных фильмов, противопоставляется грубому мультяшному стилю, где существует только контур с минимумом деталей.

3. 1812 год / Az 1812-es év
1972 год, 11 мин.
Режиссер: Шандор Рейзенбюхлер
Фильм, созданный для увертюры Петра Чайковского о событиях 1812 года, выполнен в технике авангардного коллажа и содержит множество отсылок к роману Льва Толстого «Война и мир». Режиссер использует картины европейского Ренессанса для создания армии Наполеона и традиционную русскую крестьянскую и православную церковную культуру для иллюстрации мирной и военной жизни России. На Каннском кинофестивале 1973 года фильм получил приз жюри.
Шандора Рейзенбюхлера часто называют «самым одиноким создателем» венгерского кино, «отшельником» анимации. Коллажи он начал делать дома, после нескольких месяцев тщательного просмотра большого количества книг и журналов. Он спроектировал все на кухонном столе и склеил собственноручно за два года.
Язык анимационных фильмов Райзенбюхлера основан на радикальном принципе монтажа Сергея Эйзенштейна, который стремится мобилизовать зрителя как интеллектуально, так и эмоционально, преодолевая языковые барьеры. Он также переосмысляет наследие поп-арта 1950-1960-х годов. Его драматические аллегории критикуют общество потребления и бессмысленное уничтожение культурных ценностей, переосмысление канонов науки в духе научной фантастики и бесчеловечное покорение природы во имя человеческой цивилизации.

4. Борьба / Küzdők
1977 год, 2 мин. 36 сек.
Режиссер: Марцель Янкович
Борьба создателя со своим шедевром, в которой побеждает… Кто же победил, зритель решит сам в конце этого философского анимационного этюда.
Марцель Янкович, венгерский кинорежиссер и аниматор, еще в 1974 году получил номинацию на «Оскар» за свой анимационный короткометражный фильм «Сизиф». «Борьба» лишь укрепила его звание талантливого режиссера и художника в мире интеллектуальной анимации и аллегоричных форм. За нее Марцель Янкович получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1977 году.

5. Муха / A légy
1980 год, 3 мин. 5 сек.
Режиссер: Ференц Рофус
Один день из жизни мухи представлен с точки зрения мухи. Детальная прорисовка и тщательно продуманная анимация произвели впечатление на самую авторитетную публику, и в 1981 году Рофус получил «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм.

6. Магия / Garabonciák
1985 год, 4 мин. 48 сек.
Режиссеры: Дора Керестеш, Иштван Орос
Один из ранних анимационных фильмов Доры Керестеш, венгерского аниматора, художника, иллюстратора и дизайнера. В ее работах сочетаются обаяние и простота восточноевропейского народного искусства, гротеск и сюрреализм, магия сновидений, неизведанный мир подсознания и воображения.
Соавтор фильма — Иштван Орос, художник и дизайнер, известный своими оптическими иллюзиями и анаморфозами, за которые его часто сравнивают с Маурицем Эшером.

7. Осторожно, лестница! / Vigyázat, lépcső!
1989 год, 6 мин.
Режиссер: Иштван Орос
Перед нами сольная работа Иштвана Ороса и его излюбленные приемы: виртуозная игра с пространством и тенями, оптические иллюзии, «невозможные объекты», образы с двойным значением и анаморфозы. Фильм принадлежит к «анимации смены режима» — картинам, созданным в эпоху подготовки к демократическим преобразованиям. Уже на первой минуте понятно, что многоквартирный дом с его странными обитателями — Венгрия, вписанная в матрицу чужеродных ценностей и зыбких идеологических манифестов.
Звуковая дорожка включает в себя звуки гармошки, песни национального рабочего движения и новости народного радио, за которыми следует резкий дверной звонок, эхом проникающий сквозь стены и пролеты жилого дома и напоминающий о периоде жесткой диктатуры.

Бонус:

Мышка и лев / Egér és oroszlán
1957 год, 10 мин.
Режиссер: Дьюла Мачкашши
Поучительный мультфильм от «венгерского Диснея», обладателя «Золотой пальмовой ветви» Дьюла Мачкашши, расскажет нам о том, что даже царя зверей может выручить простая мышка. И о том, что надо чистить зубы и выключать свет, когда уходишь из дома.