Советский науч-поп о человеке и животном: психофизиология Ивана Павлова

Госфильмофонд России и «Культура.РФ» в рамках совместного проекта «Открытая коллекция», направленного на знакомство широкой аудитории с уникальными картинами из коллекции Фонда, делится первой подборкой, посвященной советскому науч-попу о человеке и животном.

Иван Павлов — выдающийся врач, физиолог и ученый. За годы жизни он написал множество научных статей о своей работе и добился мирового признания, став лауреатом Нобелевской премии в области медицины. Наиболее важное достижение Павлова — открытие условного рефлекса, а также нескольких теорий о работе коры головного мозга человека, основанных на многолетних клинических испытаниях. Своими открытиями Иван Павлов на много лет опередил развитие медицины, и добился результатов, которые расширили представление людей о работе организма и в особенности процессов, протекающих в коре головного мозга.

Кинематографу повезло, что Павлов был его современником — ученого снимали, сохранились хроникальные кадры из института физиологии, были запечатлены ученики Павлова и его любимые занятия, например, игра в городки.

При всем одобрении советской властью исследований Павлова, взаимоотношения ученого с властью были сложными. Именно поэтому документальные байопики о Павлове появляются уже после его смерти. Самый показательный из них — выпущенный в одном году с игровым фильмом Григория Рошаля «Академик Иван Павлов» документальный фильм «Иван Петрович Павлов» Владимира Николаи. Картина отражает принцип послевоенного биографического фильма, в котором историческое бытописание берет верх над частной жизнью и частными взглядами. И у Рошаля, и у Николаи акцент сделан на масштабе личности Павлова, а сам академик представлен страстным сторонником Советской власти, хотя в реальности Павлов был непримиримым антисоветчиком.

Больше внимания экспериментальному пути Павлова уделяет байопик «И. П. Павлов» 1940 года. Вместе с исследованиями рефлексов у собак и шимпанзе, в фильм вошли и этически спорные эксперименты над людьми с ментальными особенностями (Павлов пытался найти обоснование лечению морфином), и воспоминания о том, каким незаконным путем в годы гражданской войны в лабораторию Павлова попадали собаки. Режиссер картины Лев Голуб впоследствии поставил успешные игровые фильмы с детьми («Девочка ищет отца») и для детей («Полонез Огинского»).

Венчает своеобразный цикл о Павлове короткометражный фильм 1939 года «Опыты академика Павлова». Его поставил Борис Светозаров, художник, режиссер игровых фильмов «В угаре нэпа» и «Танька-трактирщица», один из зачинателей советского научно-популярного кино. Светозаров не только изысканно переснял эксперименты Павлова, но и использовал в своей работе приемы авангардного монтажа.

По мотивам психофизиологических экспериментов Ивана Павлова поставлен прародитель советских культурфильмов* — неигровая картина «Механика головного мозга» («Поведение животных и человека») Всеволода Пудовкина. Сам ученый в работе над фильмом не участвовал, но очень высоко оценил его впоследствии. Пудовкин довольно точно и доступно перевел на кинематографический язык эксперименты Павлова. И пошёл дальше многих, не ограничившись демонстрацией безусловного рефлекса на собаке — в качестве подопытного Пудовкин помещает в кадр человека и проводит аналогичный эксперимент с ним.

Нарушение нравственных границ постоянно сопровождают экспериментальную медицину, поэтому показ таких опытов в кино должен быть предельно аккуратным и переключать зрителей в специальный зрительный режим. В научно-популярном фильме «Опыты по оживлению организма» 1941 года экранизирован опыт Сергея Брюхоненко по возвращению к жизни животных с помощью аппарата «автожектор». В фильме в научных целях собаке выпускают всю кровь, чтобы потом подключить к ней аппарат и реанимировать мертвое тело. Режиссер Давид Яшин снимает все шокирующие сцены с дистанцией и «врачебным взглядом», переводя зрителей в наиболее адекватный для восприятия такого материала зрительный режим.

Киновед Алиса Насртдинова


*Культурфильм — термин, заимствованный из немецкого (Kulturfilm), относится к фильмам агитационного, просветительского и нравоучительного содержания в 1920-е годы в СССР. Впоследствии термин сменился понятиями документальное, научно-популярное, учебное кино.