Начались показы III Московского международного фестиваля архивных фильмов
07 Октября 2023

В пятницу 6 октября открылся Московский международный фестиваль архивных фильмов. Фестиваль пройдет с 6 по 15 октября на нескольких площадках одновременно: в кинотеатре «Иллюзион», кинозале Государственной Третьяковской галереи, кинотеатре «Зотов. Кино».

Открытие посетили глава департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко, ВРИО Генерального директора Госфильмофонда РФ Люлечев Максим Сергеевич, продюсер Сергей Сельянов, режиссер документального кино Марина Разбежкина, директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев, генеральный директор «Кинокомпании Пионер» Александра Геллер, киноведы и историки кино Николай Изволов, Евгений Марголит, Валерий Фомин, Николай Майоров, а также режиссер Евгений Цымбал, программный директор фестиваля «Святая Анна» Виктор Ян Прокофьев, атташе по аудиовизуальному сотрудничеству в России и Казахстане Эммануэль Фосийон, советник посольства Франции Александр Джиорджини.

Фестиваль открылся сразу двумя картинами — обнаруженной лентой «Отравительница» (1906/1907) студии Pathé Frères с участием Макса Линдера и отреставрированным фильмом «Дети века» (1915) Евгения Бауэра.

На церемонии открытия старший искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк рассказала о том, что фильм «Отравительница» был найдет в январе 2023 года в архиве Госфильмофонда, копия этого фильма уникальна и сохранилась в хорошем качестве. Ни в одном архиве мира её нет, согласно фильмографии актера.

Фестиваль представит 10 кураторских программ, способных удивить даже самого искушенного зрителя. В программу вошли как культовые, так и забытые отечественные и зарубежные фильмы, а также — уникальные актерские кинопробы, экспериментальные дебюты, ретроспективы и недооцененное современниками научно-популярное кино. Премьерные показы архивных находок и эксклюзивных реставраций вновь займут особое место в программе фестиваля. Атрибутирование и восстановление утерянных фильмов является одной из главных задач Госфильмофонда России — организатора фестиваля.

«Хочу поблагодарить всех сотрудников Госфильмофонда, которые на протяжении многих лет работают, сохраняют наше наследие <…> Перед нами невероятная, уникальная программа, и я абсолютно уверен, что мы с вами увидим что-то новое, что-то необычное. Благодаря этим людям мы вновь откроем для себя что-то новое в истории кино, и это большой праздник».
Дмитрий Давиденко — директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России

«От лица Госфильмофонда рад всех приветствовать на этом культурном событии! Вам будет показан 81 фильм в 10 программах на 3-х площадках города Москвы. Сам фестиваль приурочен к 75-летию нашей любимой организации Госфильмофонд России. Хочу выразить благодарность всей команде, которая всеми возможными и невозможными усилиями подготовила данный фестиваль. Я видел все труды, все терзания людей, которые его делают».
Люлечев Максим Сергеевич — ВРИО Генерального директора Госфильмофонда РФ

Главной площадкой фестиваля по-прежнему остается кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион». Здесь будут представлены основные программы, в том числе секция «Культурный обмен, реставрации и находки», в рамках которой зрители смогут познакомиться с цифровой реставрацией фильма «Глупые жены» (1922) Эриха фон Штрогейма, переданной для показа фестивалем немого кино в Сан-Франциско, а также впервые увидеть новую реконструированную версию фильма «Игра без риска» (1927) Джозефа Хэнабери с участием Монти Бэнкса.

«Очень приятно видеть полный зал, люди даже на ступеньках стоят. Как вы знаете на московской площадке фестиваль проходит в третий раз. Когда фестиваль проходил в „Белых Столбах“ на территории Госфильмофонда программа немного отличалась. Гостями фестиваля были киноведы, кинокритики, узконаправленные специалисты. Перейдя на московскую площадку, мы понимали, что в залы приходят не только синефилы, но и обычные зрители. Поэтому мы старались сделать программу как можно разнообразнее».
Ольга Деревянкина — программный директор III Фестиваля архивных фильмов

Кураторские программы фестиваля собраны ведущими искусствоведами Госфильмофонда РФ и известными историками кино — Евгением Марголитом, Тамарой Шведюк, Ольгой Деревянкиной, Андреем Икко и др. А завершит фестиваль премьерный показ новой реставрации звукового фильма «Шуша» (1946) Витторио-Де Сики, — классики итальянского неореализма. Цифровая копия подготовлена Болонской синематекой.

Показы будут сопровождаться отдельной публичной программой: лекциями и дискуссиями с киноведами, режиссерами, историками кино, психологами и кураторами программ.

К участию в публичной программе приглашены: историки кино Тамара Шведюк, Евгений Марголит, Андрей Икко, Наталья Мокрушина, режиссеры Ольга Нифонтова и Виктор Беляков, психологи Екатерина Артеменко, Илья Хломов, а также зам. директора по научной работе НТЦ «Информтехника» Александр Карачёв, ст. научный сотрудник Центра «Информатика и управление» Ольга Корчажкина, генеральный директор Итальянского Центра Культуры Сильвия Мандруццато.

Среди специальных событий фестиваля — презентация альбома киноплакатов «Крылья». Презентацию проведет составитель каталога и киновед Евгений Марголит в преддверии программы «Во сне и наяву», которая охватывает тему мечты полета и первых попыток создания конструкций для взлета в небо.

О сенсационных находках и совместных реставрациях и реконструкциях Госфильмофонда с ведущими мировыми киноархивами в своей лекции «Разбросанные по миру: примеры совместных реконструкций в рамках международного сотрудничества киноархивов» расскажет историк кино Тамара Шведюк.

Также среди ожидаемых событий — паблик-ток «Обретенное время», посвященный обсуждению содержательных и стилевых особенностей фильмов студии «Центрнаучфильм», снятых в период с 1960–1970-х годы. Какие были главные темы и направления работы? Что сегодня замечается в этих фильмах? Какие творческие открытия, считалось, они продвигают?

Полная программа, билеты и расписание доступны на сайте фестиваля.