«Музыкальная сцена»

Музыкальная сцена в фильме — это не просто клиповая вставка или развлекательный элемент, а один из режиссерских приемов. Через песню или танец героя мы можем лучше понять его эмоциональное состояние, ситуацию, в которой он сейчас находится, или тонкие грани его образа, способные выйти наружу только под действием мощного катализатора, коим и является музыка. Танец главного героя может стать визитной карточкой фильма, превратиться в культовую сцену, добавить фильму динамики или абсурда. Главная героиня, поющая на сцене — это нестареющее клише, которое никогда не надоест. В нашем подкасте мы собрали замечательные музыкальные сцены, через которые можно познакомиться не только с режиссерами, но и с историей венгерского кино.

1. Роковая весна / Halálos tavasz
1939 год, 2 мин. 40 сек.
Режиссер: Ласло Кальмар
После выхода на экраны этой экранизации одноименного романа Лайоша Зилахи о роковом любовном треугольнике, Каталин Каради в одночасье стала звездой. Одна из самых известных кинодив венгерского кино, она запомнилась зрителям роковой красоткой и обладательницей выразительного голоса, как у Марлен Дитрих.
Когда в 1944 году немецкие войска вошли в Венгрию, Каради была арестована гестапо и содержалась в тюрьме в течение нескольких месяцев. Она все же смогла выбраться из нацистских застенков и, подкупив палачей своими драгоценностями, спасла нескольких еврейских детей, которых собирались расстрелять на берегу Дуная. До освобождения Будапешта советскими войсками в 1945 году дети жили в квартире актрисы.
В этой нежной и чувственной сцене из «Роковой весны» еще никому не известная Каталин Каради поет и танцует, пока ее партнер Пал Явор играет на фортепиано. Как тонко работает оператор, показывая нам то грациозную руку, то кружащуюся по комнате тень!

2. Железный цветок / Vasvirág
1958 год, 2 мин. 48 сек.
Режиссер: Янош Хершко
Действие фильма происходит в Будапеште 1930-х годов. Молодая девушка Вера боится потерять работу из-за волны безработицы и экономического кризиса. Она встречает красивого, но бедного парня, и они влюбляются друг в друга. Возлюбленные проводят вместе несколько страстных ночей, но их отношения обречены: у Веры появляется шанс укрепить свое социальное положение, связав свою жизнь с начальником.
В фильме не только реалистично показана жизнь рабочего класса 1930-х годов. Это еще и трогательная история любви и взросления, где мечты Веры о свободной жизни и карьере танцовщицы приобретают форму эфемерных видений в духе импрессионизма, как в этой сцене.
В 1958 году фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля.

3. Эти молодые люди / Ezek a fiatalok
1967 год, 6 мин. 48 сек.
Режиссер: Тамаш Банович
Фильм о венгерской молодежи 1960-х годов, об их трудностях, разбитых сердцах и разочарованиях, которые растворяются в ритмах рок-н-ролла и музыке самых перспективных групп страны. Камера начинает свое движение с задних рядов клуба, а на сцене будто бы Боб Дилан и Джоан Баэз исполняют очередной хит. Эта иллюзия быстро разрушается, но ощущение «голоса поколения», духа молодости и перемен остается. В этой сцене прекрасно все: стрижки молодых людей, одежда, ударник, поглаживающий свой тамбурин, и национальные мотивы.

4. Знаете ли вы Санди-Манди? / Ismeri a szandi mandit?
1969 год, 1 мин. 19 сек.
Режиссер: Ливия Дьярмати
Юли, наивная молодая девушка, проходит летнюю практику на химическом заводе. Никто из сотрудников не обременяет себя работой. Женщины любят поваляться на траве, мужчины, все как один, вуайеристы. А директора больше интересуют модели кораблей, нежели производство. Однако Юли в конце концов решает, что она хочет работать именно здесь.
Дебютная лента Ливии Дьярмати сочетает в себе элементы бурлеска и сатиры, которые контрастируют с коммунистическими лозунгами и идеями, показывая некий тупик строящегося социализма. У Дьярмати получается яркий и оптимистичный фильм в духе Чарли Чаплина, Жака Тати, Милоша Формана или Федерико Феллини. Ее герои — «маленькие люди», которые по-своему пытаются выжить в жесткой системе и найти лазейки, чтобы вздохнуть полной грудью.
Этот отрывок напоминает знаменитые музыкальные сцены чешской «новой волны», эстетику Эмира Кустурицы и стиль современных режиссеров румынской «новейшей волны».

5. Эскимоска зябнет / Eszkimó asszony fázik
1983 год, 6 мин.
Режиссер: Янош Ксантуш
Однажды молодой парень Лаци, талантливый композитор и пианист, встречает после концерта Мари, женщину, о которой он всегда мечтал. Но у Мари есть глухонемой муж, для которого она является единственной опорой в жизни. Эти мужчины обожают Мари, а ее доброе сердце любит их двоих. И каждый в этом любовном треугольнике понимает, что долго так продолжаться не может.
Сцена из «Эскимоски» прекрасно иллюстрирует отношения главных героев, используя язык музыки. Язык, на котором может заговорить даже глухонемой. В кадре мы можем увидеть и услышать аналоговый синтезатор Roland Jupiter-4, который выпускался между 1978-м и 1981 годами.
Янош Ксантуш был не только постановщиком, но еще и снимался у таких знаменитых венгерских режиссеров, как Карой Макк, Иштван Сабо, Миклош Янчо и другие.

6. Проклятие / Kárhozat
1988 год, 6 мин. 32 сек.
Режиссер: Бела Тарр
Перед нами история Каррера, депрессивного мужчины, влюбленного в замужнюю женщину, которая поет в местном баре «Титаник».
Это первый фильм, над сценарием которого Бела Тарр работал вместе с писателем Ласло Краснахоркаи, чьи книги сравнивают с произведениями Франца Кафки, Сэмюэля Беккета и Габриэля Гарсиа Маркеса. Вместо них — ощущение конца света (и цвета), поэтика всеобщего разрушения.
Фильм получил почетную премию на Каннском кинофестивале в 2005 году.
Сцена из «Проклятия», снятая одним шестиминутным кадром, содержит в себе все, что зрители так любят и так не любят в картинах гениального венгерского режиссера. Камера, плывущая по бару, словно бестелесный дух, знакомит нас с его обитателями, которые сидят там, кажется, с начала времен. Перед нами атмосфера, вызывающая ощущение конца света, торжество теней, канун великого потопа. А томная певица обреченно затягивает свою песню, разбивая и так уже остывающие мужские сердца.