Госфильмофонд России и кинотеатр «Иллюзион» продолжают серию подкастов, посвященных Венгерскому национальному киноархиву, в рамках познавательного онлайн-проекта «Медиатор». Новая подборка знакомит зрителей с коллекцией картин венгерской «новой волны».
Если в 1950-х годах появление талантливых режиссеров было событием редким, а главными новыми фигурами были Карой Макк и Золтан Фабри, то в 1960-х годах появилась целая плеяда кинематографистов, которых интересовала как история страны, так и ее современные проблемы. Создатели «венгерского чуда», новаторы, подлинные художники — Миклош Янчо, Иштван Сабо, Андраш Ковач — были отражением эпохи своей страны.
Работы Кароя Макка и Золтана Фабри выделяются тонким реализмом, произведения Миклоша Янчо — неповторимым авторским языком. Можно говорить о рождении в Венгрии того периода собственной «новой волны». Своего пика авторское кино достигает к концу 1960-х, когда количественно оно превосходит развлекательную продукцию. Тогда же дебютируют молодые режиссеры Марта Месарош, Ласло Лугошши, Шандор Шара, которые вместе с уже набившими руку кинематографистами в следующие двадцать лет будут снимать остросоциальное кино, обращенное не только к народу Венгрии, но и ко всей мировой общественности.
Самые яркие представители венгерской «новой волны» представлены в нашей подборке.
Картина о последних месяцах Второй мировой войны «Младший сержант и другие» (1965 года) снята Мартоном Келети — венгерским кинорежиссером, сценаристом и педагогом. На его счету большое количество фильмов в самых разных жанрах: социальные драмы, исторические ленты, экранизации классики, музыкальные и комедийные фильмы.
Фильм «Без надежды» (1965 год) Миклоша Янчо исследует острые для своего времени вопросы, перенося их на почву столетней давности: отношения между человеком и историей, функционирование власти или возможность свободы. Эти проблемы чрезвычайно абстрактны, но Янчо с помощью своего авторского языка придает им видимые очертания. В картине нет фоновой музыки, только шумы и короткие отрывистые диалоги. «Без надежды» — важная веха в венгерском кино, всемирно известный и признанный шедевр модернизма. Именно здесь режиссер впервые вывел и применил свой знаменитый язык, и лишь совершенствовал его в дальнейших работах.
В ленте «Двадцать часов» (реж. Золтан Фабри, 1965 год) журналист, расследующий обстоятельства давнего убийства, проводит двадцать часов в одной деревне, реконструируя события последних лет. Золтан Фабри — один из первых венгерских режиссеров, кто заговорил о ранее запретных темах. Он конструирует историю из воспоминаний жителей деревни, и у каждого здесь своя правда. Это режиссерское решение было смелым, учитывая, что предшествовавшим 1950-м годам было свойственно догматическое кинопроизводство. Фильм получил премию критиков на Венецианском фестивале в 1985 году и два приза на ММКФ: главный приз и приз Международной федерации кинокритиков FIPRESCI. А сам режиссер впоследствии дважды был номинирован на «Оскар».
«Любовь» (реж. Карой Макк, 1970 год) — один из главных фильмов венгерского кинематографа второй половины ХХ века, символическое, бессмертное творение. Фильм о человеческих эмоциях, преодолении трудностей и уходе из жизни без китча, пафоса и бравады. В дополнение к многочисленным международным победам и премиям, фильм получил три награды на Каннском кинофестивале 1971 года и был повторно показан на фестивале в 2016 году.
«Вера Анги» (реж. Пал Габор, 1978 год) — резкая критика системы, которая меняет человека, заставляет приспосабливаться и подчиняться. В эпоху коммунистической диктатуры по карьерной лестнице могут подняться только те, кто легко подстраивается, «вшивается» в систему. Мы видим, как движение за улучшение положения рабочих и бедных превращается в извращенный идеологический режим. Перед нами лучшая работа режиссера Пала Габора, который подтвердит свое мастерство в своем следующем фильме «Трещина в потолке». «Вера Анги» — важный фильм и в карьере оператора Лайоша Кольтаи, который через двадцать лет снимет для Джузеппе Торнаторе «Малену» и «Легенду о пианисте». Лента получила премию кинокритиков на Каннском кинофестивале 1979 года и две награды в Сан-Себастьяне. В том же году фильм прошел предварительный отбор на «Оскар», но в итоге не получил номинации.
Также в подборке представлены «Холодные дни» (реж. Андраш Ковач, 1966 год), «Дневник для моих детей» (реж. Марта Месарош, 1982 год), «Полковник Редль» (реж. Иштван Сабо, 1984 год) и «Лепестки, цветы, венки» (реж. Ласло Лугошши, 1984 год).
Следите за обновлениями рубрики «Медиатор» на сайтах Госфильмофонда России и кинотеатра «Иллюзион».