15 июля скончался Пётр Мамонов — создатель одной из ключевых групп Московской рок-лаборатории «Звуки Му», поэт, музыкант, актер и человек, проживший сразу несколько очень ярких жизней. Госфильмофонд подготовил ретроспективу Петра Мамонова. С 30 июля по 8 августа в «Иллюзионе» покажут почти все фильмы с участием этого денди, меломана, эксцентрика, хулигана, резонера и старца. В программе — дебютная и для актёров (Виктор Цой, Пётр Мамонов), и для режиссёра Рашида Нугманова «Игла» (1988), первая режиссёрская работа сценариста Павла Лунгина, подарившая ему ветвь за лучшую режиссуру в Каннах культовая трагикомедия «Такси-блюз» (1990), его же «Остров» (2006), фантасмогоричная драма Сергея Сельянова «Время печали ещё не пришло» (1995), посвященная советским неформалам документальная короткометражка «Стоит лишь тетиву натянуть» (1986), снятая по интерпретированному кинодраматургом Надеждой Кожушаной рассказу Фолкнера мистическая военная драма Никиты Тягунова «Нога» (1991) с Иваном Охлобыстиным в роли физически и ментально искалеченного ветерана афганской войны, первый полнометражный фильм одного из самых заметных режиссёров нового российского независимого кино Сергея Лобана: фантастическая драма «Пыль» (2005), снятая еще в 2001 году и завоевавшая множество призов, в том числе первый диплом жюри российской кинокритики на Московском кинофестивале 2005 года. Завершит ретроспективу документальная лента Мамонова о Мамонове «Мамон-Лобан» (2011) — 47-минутный монолог, прыгающий из зимней деревенской избушки в летние московские бульвары, снятый сыном Мамонова Иваном и смонтированный Сергеем Лобаном.
Все фильмы, кроме «Такси-блюз» и «Пыль», будут показаны с 35-мм плёнки из коллекции Госфильмофонда России. 30 июля в 19:30 «Такси-блюз» представят режиссёр Павел Лунгин и журналист Максим Семеляк. 31 июля в 18:00 показ фильмов «Игла» и «Стоит лишь тетиву натянуть» представит кинокритик Евгений Майзель. 8 августа в 17:00 «Пыль» представит кинокритик и преподаватель ВГИК Андрей Апостолов. А 6 августа в 19:30 перед показом фильма «Нога» знаменитый фотограф Игорь Мухин, один из главных документалистов альтернативной отечественной культуры, многократно снимавший Петра Николаевича, представит и прокомментирует свои кадры, многие из которых будут показаны впервые. Список спикеров уточняется — следите за сайтом и соцсетями «Иллюзиона».
Культуролог Юрий Сапрыкин о Петре Мамонове:
«Петя, отец родной!» — кричали ему на концертах «Звуков Му» в конце 1980-х. Мамонов был самой невозможной рок-звездой — без героической романтики, эротического шарма, учительства и пафоса. Он носил усы и пиджак, был изломанный и неправильный — и потому родной, как может быть родным только несовершенное. Его способностей и окружавшей его славы хватило бы на несколько блистательных карьер. Но из всех искусств, которыми занимался Мамонов, самым постоянным было искусство ухода, отказа, самоотвода. Он вел себя согласно максиме Бродского: «Если ты выбрал нечто, привлекающее других, это означает определенную вульгарность вкуса» — и всякий раз, взбираясь на очередной пьедестал, резко уходил в сторону.