Итоги фестиваля архивного кино Il Cinema Ritrovato («Найденное кино») в Болонье. Репортаж Тамары Шведюк
05 Августа 2021

С 20 по 27 июля 2021 года в итальянском городе Болонья в очередной раз прошёл важнейший для мирового архивного сообщества фестиваль Il Cinema Ritrovato («Найденное кино»). Ежегодно в фестивале участвует и Госфильмофонд России. В этом году ГФФ представил кураторскую программу Тамары Шведюк «Стася Наперковская — Альбер Капеллани. Четыре диковины из Госфильмофонда» и уникальные фильмы для нескольких программ фестиваля. Впечатлениями с фестиваля делится историк кино и научный сотрудник Госфильмофонда Тамара Шведюк.

35-й фестиваль архивного кино «Il Cinema Ritrovato» в итальянском городе Болонье проходил сразу на десяти площадках: семи кинотеатрах и трех площадях города. Кинотеатры работали с раннего утра до поздней ночи, в то время как площади лишь по вечерам. На Пьяццетте Пьер Паоло Пазолини, где традиционно показывают немое кино с плёнки, в этом году, среди прочего, показали фарсовую романтическую комедию Эрнста Любича «Горная кошка» (1921). На ЛунеттаРене, находящейся за пределами города, проходили повторные показы и показы фильмов вне секций фестиваля, такие, например, как драма Билли Уайлдера «Федора» (1978). На Пьяцце Мадджоре — главной площади города, предназначенной для самых значимых событий фестиваля, в этот раз показывали «Бассейн» (1969) Жака Дере, отреставрированного «Вампира» (1932) Карла Теодора Дрейера в паре с «Андалузским псом» (1929) Луиса Бунюэля, «Эротикон» (1929) Морица Стиллера и другое.

«От Изабеллы до Изабель» — так было анонсировано на сайте фестиваля, поскольку Росселлини, будучи частой гостей Болоньи, открывала фестиваль, а Юппер выступала на церемонии закрытия. Среди приглашенных звезд были также режиссеры Нанни Моретти и Аличе Рорвахер, фотограф Джей Ар и прочие.

Госфильмофонд России, участвующий в этом фестивале на протяжении многих лет и являющийся одним из самых почетных гостей, и в этот раз представил несколько собственных программ в кинотеатре Cinema Jolly.

В программе «Диковины из Госфильмофонда», ориентированной, главным образом, на киноведов и историков кино, были продемонстрированы сразу три вновь найденных немых фильма с участием французской звезды, танцовщицы и актрисы, Стаси Наперковской и одного из главных французских режиссеров немого периода Альбера Капеллани.

Пожалуй, самая интригующая картина «Руфь и Вооз» представляла интерес не только благодаря неожиданному участию французской танцовщицы в небольшой роли (ни в одной фильмографии актрисы этот фильм до сих пор не числился), но и ввиду мастерски выстроенных многоплановых мизансцен фильма. Кинокартина была снята на студии Pathé Frères в 1910 году, никаких дополнительных данных о фильме неизвестно.

Несмотря на невероятно красивую рекламную открытку, напечатанную в каталоге фестиваля Il Cinema Ritrovato к фильму «Сообщница», в действительности от всей картины сохранился лишь четырехминутный фрагмент, подверженный глубокому гидролизу и без единого интертитра. Тем не менее фрагмент удалось атрибутировать и представить к показу на фестивале.

«Трагическая любовь Моны Лизы» 1912 года режиссера Альбера Капеллани была включена во многие фильмографии Стаси Наперковской и французского режиссера Абеля Ганса, причем последний, не только написал сценарий к фильму, но и сыграл в массовке. Благодаря найденной в Госфильмофонде копии, участие в фильме французской танцовщицы можно исключить, а вот присутствие Абеля Ганса в небольшой роли одного из придворных короля теперь несомненно.

В ежегодной секции «Сто лет назад» были показаны два фильма из коллекции Госфильмофонда. Первый — американский фильм «Болото» 1921 года режиссера Колина Кэмпбэла с одним из самых успешных голливудских актеров азиатского происхождения Сессю Хаякава, великий талант и уникальная киногения которого восхищали весь мир, включая Россию. Согласно периодике, только 1925 году в нашей стране вышли сразу четыре фильма с участием Хаякавы, и «Болото» (в советском прокате фильм назывался «В городе желтого дьявола») был среди них. Несмотря на частую цензуру того времени, фильм не был перемонтирован, лишь некоторые сцены были сокращены, а интертитры упрощены, об этом можно судить по имеющемуся в архиве оригинальному списку гораздо более детальных и поэтических интертитров. Благодаря уникальной копии, сохранившейся в Госфильмофонде, болонская публика смогла насладиться трогательной историей и утонченной игрой Хаякавы. Известно, что несколько историков кино приехали на фестиваль специально ради этого показа. Второй фильм секции «Сто лет назад» из собрания ГФФ — «Арсен Джорджиашвили» («Убийство Генерала Грязнова»), снятый Иваном Перестиани в 1921 году. Вместо привычного импровизированного фортепиано, музыкальное сопровождение к фильму состояло сразу из четырех инструментов: гитары, электрогитары, саксофона и виолончели, причем композиция была написана музыкантами заранее. По словам организаторов фестиваля, подобные музыкальные эксперименты хороши преимущественно с советским кинематографом, к которому Болонья относится с неизменным пиететом. Показ фильма прошел при полном зале (разумеется, с учетом правил наполненности), несмотря на будний и последний день фестиваля.

Помимо показов с пленки, на фестивале было представлено множество самых разнообразных цифровых реставраций, проделанных лабораторией l’immagine ritrovata как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими мировыми архивами. Одним из долгожданных событий стал показ отреставрированной фильма «Мой кузен» (1918) — единственной сохранившейся киноленты с итальянским певцом Энрико Карузо в главной роли. В реставрации фильма участвовали сразу четыре крупнейших мировых архива: Британский институт кино в Лондоне (BFI), Музей современного искусства в Нью-Йорке (MoMa), Синематека Болоньи (Cineteca di Bologna) и Госфильмофонд России. Благодаря собранным материалам удалось полностью восстановить фильм. Легкая и остроумная кинокартина, свидетельствует о том, что Карузо был не только великим тенором, но и блестящим актером. При реставрации фильм частично был озвучен. Один из эпизодов, где Карузо на сцене театра исполняет знаменитую арию «Vesti la giubba» из оперы «Паяцы», удалось синхронизировать с сохранившейся аудиозаписью 1908 года арии Леонкавалло в исполнении великого певца.