Фильмы из собрания Госфильмофонда России покажут в Институте Сервантеса в Москве
06 Марта 2020

Ведущий научный сотрудник Госфильмофонда России Денис Федорин, занимающийся изучением документальных материалов Гражданской войны в Испании, прочитает серию лекций и покажет несколько документальных лент из архивов Госфильмофонда России в Институте Сервантеса.

Всего в весеннюю лекционную программу вошли четыре фильма, хранящихся в Госфильмофонде России. Цикл демонстрирует двойной взгляд на испанские события – со стороны республиканцев и со стороны националистов. Первая картина цикла, открывшая программу, – «Испания» Эсфири Шуб. Картина вышла на экран в 1939 году уже после поражения республики, она носит пропагандистский характер, хотя и сделана с большим мастерством.

Второй фильм из коллекции Госфильмофонда России – «Герои в Испании». В нем показан кинематографический блицкриг франкистской армии: войска идут от города к городу, занимают населенные пункты, устанавливая собственный закон и порядок. Республиканцы в этой ленте показаны бандитами, похитившими национальное сокровище. «В целом, это типичная немецкая пропагандистская конструкция, – отмечает ведущий научный сотрудник Госфильмофонда России Денис Федорин, – Причем даже не франкистская, а мы видим здесь сугубо немецкие пропагандистские шаблоны. То есть мы видим, как в плане пропаганды франкисты учились в начале у немцев. И только после того, как государственный аппарат режима устоялся, начали вырабатываться собственные формы. В период войны немецкая поддержка была не только техническая, но и интеллектуальная: как формировать образ вождя, как должны быть представлены войска и т.д. А заканчивается фильм, который, судя по всему, создавался очень оперативно, событиями января 1939 года, то есть еще до взятия Мадрида, – взятием Барселоны». Фильм смонтирован из фрагментов киножурналов и кинохроники периода Гражданской войны в Испании, в кадрах показаны все значимые эпизоды – по большей части военные победы националистов. Примечательно, что в титрах сразу после названия фильма отмечено, что в монтаже использована кинохроника, захваченная у республиканцев в ходе военных действий.

Следующая картина цикла – «Земля Испании» (или «Испанская Земля) – была создана в 1937 году Йорисом Ивенсом в соавторстве со знаменитым Эрнестом Хемингуэем. Во время съемок Хемингуэй не только работал над текстом, но и исполнял еще роль администратора и ассистента, носил камеру и ящики с пленкой, договаривался о съемках. Здесь пригодился его военный опыт – он прошел Первую мировую войну. Хемингуэй давал профессиональные рекомендации Ивенсу: какие именно эпизоды военных действий хорошо было бы снять для фильма. Один из показов картины прошел в Белом доме в присутствии президента Рузвельта и его супруги. После выхода картины на экран кинокритики сетовали на одностороннюю трактовку событий войны и интересовались, может ли кинооператор снимать события по обе стороны фронта. Как показывает история военного кинорепортажа, это невозможно, но в рамках цикла Денис Федорин попытается продемонстрировать две точки зрения на события гражданской войны в Испании.

Идея фильма «В борьбе с мировым врагом» практически не отличается от идеи «Героев в Испании». Картина вышла уже после окончания войны, и большая часть повествования в ней уделена участию в войне легиона «Кондор». В период боевых действий политика невмешательства не позволяла показывать на экране участие немецких частей, а когда война закончилась – во всей красе были продемонстрированы кадры, снятые, в том числе, знаменитым Хайнцем Риттером. Это обучение франкистских войск немецкими инструкторами и применение авиации легиона «Кондор». Примечательно, что специально для этого фильма была снята реконструкция очень значимого эпизода для военной мифологии франкистского режима – переброска войск африканской армии с территории Марокко в Испанию на немецких самолетах Юнкерс-52. В реконструкции участвовали 5 бортов, массовка, одетая в аутентичную 1936 году форму марокканских частей. Эпизод реконструкции мастерски снял Херберт Ландер и эти кадры практически невозможно отличить от документальной хроники.