По мотивам романа В. Костикова «Наследник».
70-е годы XX столетия. В Париже умирает русский эмигрант Яков Степанович Бурцев. Многие из дальних родственников желали бы получить наследство Якова Степановича, состоящее из ценнейшей коллекции картин и антиквариата. На сороковой день после смерти покойного из завещания становится известно имя главного наследника. Им является гражданин Советского Союза — Степан Николаевич Бурцев, родной племянник умершего. Агенты Центрального разведывательного управления и эмигрантские круги не хотят допустить, чтобы огромное состояние досталось человеку из ненавистной им страны. Они планируют организовать скандал. Когда Степан Бурцев, молодой художник, приезжает во Францию, раздувается газетная шумиха — печатается статья с провокационными утверждениями, будто бы после долгих мытарств в Париж прибыл талантливый советский художник, который является членом законспирированного комитета за свободу творчества и т. п. К Степану приходят представители эмигрантских кругов Алыров и Лизовский. Они предлагают сделку: организовать выставку его работ в Париже или произвести обмен картин на деньги, они готовы также исполнить любые желания Степана. Но тот хочет подарить ценнейшие полотна родному городу, чтобы все могли их видеть. Агенты ЦРУ через Лизовского пытаются склонить художника к измене Родине, Степан резко протестует. Понимая, что усилия напрасны, Алыров крадет коллекцию и прячет ее на кладбище в заброшенном склепе. Об этом сообщает Бурцеву сочувствующий эмигрант Кузовкин. Информация становится известной полиции, которая помогает вернуть картины законному наследнику.