ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Российское киноискусство на родине «Марсельезы»

Текст: Юлия Коновалова-Берестова

С 10 по 25 марта 2017 года в Театре Турски в Марселе прошел XXII Фестиваль российского искусства. В программе были представлены спектакли театров из Москвы и Санкт-Петербурга, концерты народной музыки и танцев и, конечно, отечественное кино. Во Францию привезли жемчужины отечественного кинематографа – здесь были представлены как шедевры старого кино, так и новинки, прогремевшие далеко за пределами Российской Федерации. Дни российского кино в Марселе, как всегда, прошли при поддержке Госфильмофонда России. А это уже добрая традиция!

Фестиваль в Марселе в этом году состоялся уже в 22-й раз и, надо полагать, отнюдь не в последний: теплый прием и живой интерес к отечественному искусству и в том числе к кинематографу французских поклонников говорит о том, что его не только жалуют во Франции, но и с нетерпением ждут.

Фестиваль организован и проводится Ришаром Мартеном, директором Театра Турски, актером, президентом Международного института театров Средиземноморья и к тому же большим поклонником российского театра и советского кино. В этом году ему удалось привезти московский Театр на Покровке Сергея Арцибашева со спектаклем «Дракон» Евгения Шварца, петербургский Театр Семьянюки со спектаклем «Семьянюки экспресс», Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева (отмечающий 80-летний юбилей в 2017-м). Кроме того, каждый день по вечерам зрителей развлекала фольклорная группа «Коляда», исполнявшая русские, татарские, армянские, грузинские народные и всеми любимые песни. Но главной изюминкой смотра российского искусства стала уникальная программа Госфильмофонда России, без поддержки которого событие не состоялось бы.

Интересно, что поначалу фестиваль в Марселе был сугубо театральным. Но в 1998 году к программе с успехом добавился и кинематограф. В этом году Госфильмофонд России привез на родину графа Монте-Кристо фильмы Никиты Михалкова, Александра Сокурова, Станислава Говорухина, Александра Митты, а также советскую мультипликацию. К слову, последняя всегда с радостью и на ура встречается маленькими французскими зрителями. Остановимся подробнее на программе, которую представил Госфильмофонд России, пройдя по главным ее составляющим.

«Девять дней одного года» Михаила Ромма 1962 года – проверенная годами классика, фильм о героическом труде с трагическими нотками, повесть о настоящем человеке, работающем в научной лаборатории. В результате научных экспериментов физик-ядерщик Дмитрий Алексеевич Гусев получает большую дозу радиации. Врачи предупреждают об опасности, грозящей его жизни, но это не останавливает ученого в поисках научной истины. Лента частично основана на реальных событиях. Главные роли сыграли Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский. Фильм «Девять дней одного года» получил награды на международных фестивалях в Мельбурне и Сан-Франциско, а Алексей Баталов в тот год был признан лучшим актером по опросу журнала «Советский экран».

Фильм-катастрофу «Экипаж» Александра Митты 1979 года также уже можно смело отнести к классическим кинолентам. Шедевр отечественного кинематографа, легендарный фильм об экипаже самолета, который получает задание совершить сложный рейс в пострадавший от землетрясения горный город нефтяников Бидри для эвакуации работающих там советских сотрудников, безусловно, будут пересматривать еще много лет, ведь события киноленты не теряют своей драматической значимости.

«Вертикаль» (1966) Станислава Говорухина в прошлом году отметила 50-летний юбилей (журнал «Лавры кино» подробно писал о фильме в 33-м выпуске). Картина, снятая в прекрасных местах Приэльбрусья в Кабардино-Балкарии, с Владимиром Высоцким и Ларисой Лужиной в главных ролях рассказывает о любви и дружбе. Особенной для зрителя ее делают песни Высоцкого, написанные специально для этого фильма, и невероятная красота гор, которые одинаково восхищают, манят и страшат человека, но однажды влюбившегося в горы тянет к ним снова и снова. В той же картине есть и такие строчки Высоцкого: «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы – просто некуда деться. И спускаемся вниз с покоренных вершин, оставляя в горах свое сердце».

Побывал в Марселе и еще один фильм Говорухина «Конец прекрасной эпохи» (2015) – драма о жизни советского журналиста (в качестве названия выбрано заглавие стихотворения Иосифа Бродского). Картина, собравшая вместе прекрасных актеров: Ивана Колесникова, Сергея Гармаша, Федора Добронравова, Дмитрия Астрахана, Светлану Ходченкову, была снята по сборнику рассказов Сергея Довлатова «Компромисс».

Здесь же, на Фестивале российского искусства, была показана «Франкофония» (2015) Александра Сокурова. Документально-игровой фильм имеет обширную историческую основу. Как рассказывал сам режиссер в одном из интервью журналу «Лавры кино», картина является совместным производством с парижским Лувром, а работа с исторической хроникой заняла не меньше времени, чем сами съемки и последующий постпродакшн. В центре сюжета – музей Лувр во время оккупации Франции нацистами.

Французские зрители тепло приняли «Солнечный удар» Никиты Михалкова (2014) по мотивам двух произведений Ивана Бунина, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, которого многое связывало с Францией. «Франкофония» и «Солнечный удар» – номинанты и лауреаты множества премий, а имена режиссеров говорят сами за себя: их авторы любимы как в России, так и за рубежом. «Эти ленты представляют интерес не только для наших зрителей, но и для зрителей других стран, тех, где были показаны», – подчеркнул гость фестиваля, представитель Госфильмофонда в Грузии Теймураз Шенгелия перед просмотром российской программы. «Мы очень рады, что вы уделяете внимание российскому кинематографу, Госфильмофонд России очень рад представлять здесь знаковые картины настоящих мастеров российского кино. И мы очень благодарны французской стороне и месье Ришару за возможность их показать», – поддержала Теймураза Шенгелию Елена Гладкова, помощник генерального директора Госфильмофонда. С российской стороны у истоков фестиваля в Марселе стоял киновед Константин Щербаков, который тогда был заместителем министра культуры Российской Федерации. Как признался Щербаков, на фестивале он присутствует уже 20-й раз. «Раньше это был только театральный фестиваль, потом он стал театрально-кинематографическим. А в этот раз я увидел и театр, и кинематограф, и ансамбль Игоря Моисеева, и замечательную группу клоунов. То есть он расширяется, расширяется и расширяется…» – восхищался Щербаков программой, созданной большей частью усилиями Ришара Мартена. Сам Ришар Мартен, в свою очередь, подчеркнул, что ничего бы не состоялось, если бы не российские артисты, которые год от года продолжают поддерживать Фестиваль в Марселе. «Спасибо российским артистам, которые приехали во Францию. Благодаря им наш фестиваль продолжает свое существование», – сказал он. Зрители встретили его слова дружными аплодисментами. Как отмечают организаторы, мероприятие прошло с большим успехом. Зал Театра Турски был заполнен до отказа как во время театральных постановок, так и на просмотре отечественных кинолент. «Так бывает всегда, когда здесь проходит Фестиваль российского искусства», – отметила представитель оргкомитета с французской стороны Гузель Агишина. В последнее время в Европе все чаще проходят различные российские фестивали. Будем надеяться, что их станет еще больше!

Так же
100-летие Октябрьской революции в кинотеатре «Россия»
Программа фильмов «Дней российского кино в Вене»
«Дни российского кино» в Вене
В Уфе прошла «Кинолениниана», посвященная 100-летию Великой Октябрьской революции