ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Мальчик, девочка, Ленин и неизвестная революция

Текст: Ирина Корнеева

Источник: Российская газета — Федеральный выпуск №7214 (48)

Петр Багров — о программе «Белых столбов» в «Иллюзионе»

В кинотеатре «Иллюзион» начались показы XXI «Белых столбов» — единственного в России фестиваля архивного кино, тем и уникального. В этом году помимо материалов из собственной коллекции Госфильмофонда России на нем представлены фильмы из киноархивов Франции, Америки, Литвы. «Мы стараемся сломать представление о том, что интересно и зрелищно, а что нет. И оказывается, что документальное кино, фильмы о революции могут быть более захватывающими, чем любой детектив. И смешнее любой комедии», — считает художественный руководитель фестиваля Петр Багров, по просьбе «Российской газеты» прокомментировавший программу.

"Цыганский танец" - кадр из сюжета, не вошедшего в последнюю музыкальную комедию Григория Александрова "Весна". Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля "Белые столбы"

«Цыганский танец» — кадр из сюжета, не вошедшего в последнюю музыкальную комедию Григория Александрова «Весна». Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Белые столбы»

— Сейчас поменялся состав публики, потому что киноманы — это в основном молодые работающие люди, и «Иллюзион» уже не кинотеатр для пенсионеров, как он был какое-то время назад, — рассказывает Петр Багров. — Никто не пойдет смотреть немое кино днем в понедельник, потому что все работают. И поэтому мы стараемся потенциально ударные сеансы архивных фильмов давать вечером — это вещь очень неожиданная. Они заняли время и нишу массовых комедий, надеюсь, успешно.

У нас на фестивале три гостя-классика. Фильм-шедевр «Был месяц май» представит его создатель Марлен Хуциев. Это одна из лучших картин о войне, вообще когда бы то ни было снятая, телевизионный фильм, который на пленке увидеть невозможно. Существовала одна копия во ВГИКе, заезженная чуть ли не до дыр. И мы, наконец, напечатали новую на пленке. Это первая возможность за десятилетия увидеть хорошую копию фильма в кинозале, на большом экране, на кинопленке.

Мы стараемся потенциально ударные сеансы архивных фильмов давать вечером

Еще одна вещь, которую мы вместе с Гостелерадиофондом отреставрировали — картина «Судьба моя — КамАЗ» Александра Аскольдова. Его вы найдете в любой энциклопедии как режиссера одного фильма — «Комиссара». И более ничего. Хотя после запрета «Комиссара», когда он был выброшен ото всюду и стал персоной нон грата, Аскольдов снял две документальные картины, и одна из них — очень интересная. Хотя он сам недоволен был результатом, потому что фильм был сильно изрезан. «Судьба моя — КамАЗ» действительно очередная стройка социализма, но здесь это такая страшная выжженная земля и люди, которые пытаются там выжить… И тут же Елабуга, где Марина Цветаева покончила с собой… Шикарный культурный контекст. Для нас большим достижением было просто доказать, что у Аскольдова есть еще одна картина, что этот фильм не потерян.

И, наконец, наш третий гость и друг — Юлий Файт. Режиссер того же самого легендарного курса Михаила Ромма, где учились Тарковский, Шукшин и Митта. Файт учился там же. Ближайший друг Шпаликова, сделавший прелестную, очень странную картину «Мальчик и девочка» с Бурляевым и Богуновой… Это советские «Шербурские зонтики», я такого безумного цвета не видел нигде в те годы. В то время фильм прошел незамеченным, а сейчас, судя по телевидению, становится просто одним из символов кино 60-х годов. Слава богу, что при жизни автора. Мы восстановили сцену, которую тогда вырезали за жуткий эротизм по тем меркам: лежат полуобнаженные герои — мальчик и девочка в траве, и понятно, что отношения их не платонические… Мы вставили вырезанную сцену, для режиссера фильма она была важна. И будет вечер Юлия Файта, с показом этой картины и двумя его другими.

Потом тема столетия революции, которой мы посвятили фестиваль, но решили обойтись без «Ленина в Октябре», без всего этого канона. Показываем фильм «Перед судом истории» Фридриха Эрмлера, посвященный Василию Шульгину, одному из идеологов Белого движения. Фильм делался в 65-м году, его парадокс в том, что режиссер Эрмлер, такой оголтелый коммунист, снимает почти признание в любви столь же оголтелому монархисту. И Шульгин там совершенно очарователен, он переигрывает всех советских историков. И тогда картина была сенсационной, и с каждый годом смотрится живее и живее, оттого, что игровыми средствами снимается документальное кино — настоящее, глаз не оторвать.

Еще парадоксальные вещи про революцию. Картина «На одной планете» — не шедевр советского кино, но очаровательный фильм, в котором Ленина играет Смоктуновский. Он только что снялся в роли Гамлета, и с этими узнаваемыми гамлетовскими интонациями играет абсолютно ленинскую эксцентриаду. Смотришь как комедию.

Или «Шестое июля» Юлия Карасика. Фильм построен как такая документальная хроника попытки меньшевистского переворота. Роскошная Алла Демидова — по-моему, это ее лучшая роль в кино — Маруся Спиридонова. Это фильм, который в прокате обогнал «Доживем до понедельника». Можно больше ничего о нем и не говорить. Ленинская картина, вроде, казалось бы, кому она нужна. А смотрится как детектив, такое мрачное хроникальное кино, жесткое и совершенно современное. Такая вот у нас революция…

Белые столбы 2017 2 Российская газета 9 марта 2017 цвет Госфильмофонд Белые столбы 2017 анонс Российская газета 3 марта 2017

Так же
О проекте «Золотая коллекция кинолетописи Поволжья»
Более тридцати выдающихся отечественных лент снабдили субтитрами и тифлокомментариями
Генеральный директор Госфильмофонда России поможет саранскому мальчику справиться с болезнью
Великаны и мальчики