Завершился III Московский международный фестиваль архивных фильмов
16 Октября 2023

Обширная программа прошла сразу на нескольких площадках Москвы для самой широкой аудитории. В рамках 10 программ на 3 площадках показали более 80 картин и провели более 50 встреч с кураторами, киноведами, специалистами Госфильмофонда России. Показы посетило более 3 000 зрителей. Большинство фильмов демонстрировалось с плёнки в сопровождении живой музыки.

Насыщенная программа была собрана благодаря коллективной работе научных сотрудников Госфильмофонда, а именно: Ольге Деревянкиной, Тамаре Шведюк, Евгению Марголиту, Андрею Икко, Дарье Горбач, Наталии Мокрушиной, Анастасии Вознесенской, Саше Терещенко, Александре Устюжаниной и Кириллу Власкину. В качестве приглашенного куратора выступил историк кино, режиссёр документального кино Виктор Беляков.

В фокусе этого года оказались уникальные реставрации, кинопробы известных актёров, экспериментальное и научно-популярное кино, а также фильмы, полученные в рамках культурного обмена. Особое место в программе фестиваля заняли премьерные показы архивных находок.

Главной площадкой фестиваля стал кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион». Здесь прошли показы основной программы «Культурный обмен, реставрации и находки», включившие не только ленты, хранящиеся в Госфильмофонде, но и полученные от институций других стран.

Цифровая реставрация фильма «Глупые жёны» (1922) Эриха фон Штрогейма была передана фестивалем немого кино в Сан-Франциско. К обнаруженной в Госфильмофонде находке «Трубадур» с участием итальянской дивы Франчески Бертини, Болонская синематека предоставила два редких фрагмента с актрисой — «Моя малышка» (1916) и «Тоска» (1918). Также премьера реконструированной версии фильма «Игра без риска» (1927) состоялась благодаря совместной реставрации — компания Dave Glass Productions использовала сразу три копии, уцелевших в разных киноархивах мира, в том числе в Госфильмофонде.

Кроме того, специально к 80-летнему юбилею Госфильмофонд отреставрировал пять небольших шедевров производства 60−80-х годов: «Лучшие дни нашей жизни», «Почин», «Графика Якутии», «Госпожа Тундра» и «И взмах послушного крыла», которые были показаны в программе «Уральский киносказ. 80 лет Свердловской киностудии».

Ежегодная секция Евгения Марголита «Киностолица» в этом году, к 320-летию основания Санкт-Петербурга, представила фильмы, объединённые под знаком «Киностолица: Ленинград» и по-разному отражающие его многогранные образы.

Фильмом закрытия стал показ отреставрированной версии фильма Витторио де Сика «Шуша» (1946). На церемонии закрытия Тамара Шведюк уточнила, что в названии правильно ставить ударение на последний слог. И в переводе с неаполитанского диалекта «Шуша» — это искаженное слово от английского «shoe-shine» — чистильщики обуви. Фильм предоставлен Болонской синематекой специально для фестиваля. Мировая премьера ранее состоялась на Каннском кинофестивале.

«В этом году это наш III Фестиваль архивных фильмов, и у нас есть своеобразные рекорды, нас посетило больше 3 тысяч зрителей. Очень приятно, что мы с каждым годом привлекаем к событию всё больше людей, надеюсь в дальнейшем зрителей будет ещё больше, а программа станет ещё лучше!».
Люлечев Максим Сергеевич — ВРИО Генерального директора Госфильмофонда РФ

«Для нас, сотрудников Госфильмофонда, фестиваль стал настоящим вызовом в сфере кино! Мы все очень любим кино и постарались передать эту любовь всем нашим зрителям. Я надеюсь, что архивное кино будет в следующем году и далее — очень модным!».
Андрей Мякотин — руководитель штаба фестиваля, заместитель генерального директора по развитию и коммуникациям Госфильмофонда

«Спасибо зрителям и спасибо команде! Фестиваль делали не только научные сотрудники, но реставраторы, которые подготавливали фильмы, и отдел заказов, и производство. Весь Фонд на самом деле готовится к фестивалю, и это отдельный процесс, когда все заряжены и работают на этот фестиваль. Мы надеемся эту традицию продолжать и дальше!».
Ольга Деревянкина — программный директор III Фестиваля архивных фильмов

Практически каждый показ фестиваля сопровождался представлением или обсуждением. В публичной программе помимо упомянутых кураторов приняли участие генеральный директор Итальянского Центра Культуры Сильвия Мандруццато, главный редактор киноведческой артели 1895.io Станислав Дединский, режиссёр Ольга Нифонтова, психологи Екатерина Артеменко, Илья Хломов, а также зам. директора по научной работе НТЦ «Информтехника» Александр Карачёв и старший научный сотрудник Центра «Информатика и управление» Ольга Корчажкина.