27 октября мир отмечает День аудиовизуального наследия (The World Day for Audiovisual Heritage).
С чего начинался главный российский киноархив? О первом большом фильме, который стал отправной точкой для создания Госфильмофонда, рассказывает историк кино Евгений Марголит.
Вступительное слово и фильм «Чапаев» доступны на официальном канале Госфильмофонда в YouTube.
Госфильмофонд России — основной архив кинофильмов РФ, член Международной федерации киноархивов (FIAF).
Идея создания национального киноархива активно обсуждалась кинематографистами еще в 1920 е годы. Основу Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов, спасенная в 1932 году от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым. Это была коллекция немых фильмов, которая усилиями Комарова была перевезена в Государственный техникум кинематографии (ГТК), составив не только собственную фильмотеку Института кинематографии, но в дальнейшем и Госфильмофонда.
В 1933 году Совет народных комиссаров принял Положение о создании Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР, одной из задач которого определялась «организация всесоюзной фильмотеки (хранилища контрольных экземпляров всех выходящих в СССР кинокартин) и фототеки (хранилища контрольных экземпляров фотонегативов)».
2 октября 1935 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект Постановления о кинонегативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кинофотопромышленности (ГУФК) «построить в 1936 году центральное хранилище негативов в Москве…»
Поначалу речь шла о возведении корпуса фильмохранилища на территории киностудии «Мосфильм», однако затем строительство фильмохранилища было перенесено в подмосковный поселок Белые Столбы. Строительство было начато в 1937 году.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Всесоюзное фильмохранилище было эвакуировано в Поволжье и за Урал в Казань, Свердловск и Новосибирск. И лишь начиная с 1944 года киноматериалы стали возвращаться обратно в подмосковные Белые Столбы.
28 сентября 1948 года Комиссия государственного контроля СССР, проверявшая работу фильмохранилища, приняла решение о его реорганизации во Всесоюзный государственный фильмофонд.
4 октября 1948 года вышло Постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд).
В 1957 году Госфильмофонд стал членом Международной федерации киноархивов (ФИАФ). Однако еще в 1946 году на Конгрессе ФИАФ в Париже было решено признать СССР в лице Госфильмофонда, государственного киноархива страны, членом учредителем Федерации. Директор архива Виктор Привато, возглавлявший Госфильмофонд с 1946 года, был единогласно избран вице президентом ФИАФ.
При активном участии Госфильмофонда в 1964 и в 1973 годах в Москве прошли ХХ и ХХIХ Конгрессы ФИАФ.
С конца 1950 года Госфильмофонд начал вести активную международную деятельность, сотрудничая с мировыми киноархивами в области обмена фильмами для организации и проведения показов в архивных кинотеатрах, тематических кинопрограмм, ретроспектив.
18 марта 1966 года в высотном здании на Котельнической набережной в Москве специально для показа картин из фонда был открыт профильный кинотеатр «Иллюзион». Фильмом-премьерой стала картина «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. Сегодня кинотеатр является флагманской площадкой Госфильмофонда России с программами архивного кино и показами кинолент современных авторов.
В 1992 году Госфильмофонд СССР был переименован в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.
В 1993 году Указом Президента РФ Госфильмофонд России был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В 1998 году Госфильмофонд стал членом Ассоциации синематек Европы, которую патронирует Совет Европы. В том же году он был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира.
С 1997 года Госфильмофонд регулярно проводит Фестиваль архивного кино.