Фильмовые материалы при приёме на государственное хранение обязательно проходят входной контроль и обязательно проходят проверку технического и физико-химического состояния.
По результатам контроля на каждый документ составляется акт технического состояния и определяется комплекс работ для устранения имеющихся дефектов.
Периодический контроль технического состояния
В целях обеспечения сохранности фильмовых материалов и своевременного выявления возникающих на них дефектов материалы подвергаются периодическому контролю технического состояния в процессе хранения.
Результаты контроля фиксируются в актах технического состояния, куда вносятся сведения о наличии дефектов, даётся заключение о необходимости проведения реставрации и профилактической обработки с указанием вида работ, указывается общее состояние плёнки, возможность печати с неё копий, просмотра на звукомонтажном столе или в кинозале.
Профилактика и реставрация
Архив проводит все виды консервационно-профилактических и реставрационных работ, которые возможны с киноплёнкой, в т.ч. реставрация эмульсионного слоя и основы чёрно-белых и цветных киноплёнок.
1. Если, по заключению ОТК требуется реставрация кинопленки, то сначала фильм передаётся на подготовку к реставрации.
2. В фильмовые материалы, пораженные плесенью, закладывается антисептик на срок от 2-х недель до 3-х месяцев.
3. После обработки антисептиком фильмовые материалы передаются в отдел реставрации на машинную обработку. Сначала киноплёнки обрабатываются от плесени на ультразвуковой машине перхлорэтиленом, а затем убитая плесень смывается на консервационно-реставрационной машине.
4. Перед реставрацией фильмовый материал обрабатывается на ультразвуковой чистильной машине, затем киноплёнка увлажняется (перед увлажнением плёнка слабо наматывается, кладётся без коробки в фильмостат на полку, в низ фильмостата наливается увлажняющая жидкость).
Цветные киноплёнки увлажняются не более 3-х дней, чёрно-белые увлажняются 5-6 дней.
5. После увлажнения реставрируется эмульсионный слой кинопленки на реставрационной машине. Однако на этих машинах реставрируются лишь поверхностные царапины.
6. Более глубокая реставрация эмульсионного слоя проходит в консервационно-реставрационной машине. В основном, на этой машине обрабатываются негативы.
7. После реставрации эмульсии реставрируется основа киноплёнки методом глянцевания (перед реставрацией основы киноплёнка обязательно увлажняется).
8. Как и во всех архивах мира, хранящих аудиовизуальные документы, перед Госфильмофондом также встаёт проблема «уксусного синдрома». Особенно подвержен «уксусному синдрому» такой элемент комплекта фильмовых материалов, как магнитные фонограммы. Поэтому в архиве была разработана специальная программа по работе с магнитными фонограммами.