Реставрация – второе рождение фильма
18 Декабря 2019

16 декабря на круглом столе в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» были подведены итоги работы Госфильмофонда России за 2019 год. В обсуждении приняли участие генеральный директор ГФФ Николай Малаков, ректор Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова Владимир Малышев, ведущий научный сотрудник Госфильмофонда России, киновед Евгений Марголит. Поддержать коллег из Госфильмофонда пришел и генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

Отдельной темой обсуждения на круглом столе в Президентском зале Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» стал вопрос авторских прав.

«Авторские права – второе основное направление (после нацпроекта «Культура»), над которым мы работаем, – заявил гендиректор ГФФ Николай Малаков. – Безусловно, права «Мосфильма» принадлежат «Мосфильму», и это правильно совершенно. Но есть и права, которые принадлежать Госфильмофонду – это некоторые права на продукцию «Ленфильма», Свердловской киностудии и Киностудии им Горького. В этом году нам удалось оформить права на фильмы Ялтинской киностудии, выпущенные до 1991 года. Кроме того, мы оформили на себя права на документальные фильмы, хранящиеся в Госфильмофонде. В этом же году мы оформили права на продукции студии “Диафильм”».

В свою очередь генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров отметил:

«”Мосфильм”, конечно, очень плотно сотрудничает с Госфильмофондом, потому что мы – единственная студия, которая сохранила свои права на коллекцию. Связано это с тем, что в свое время мы, в отличие от «Ленфильма» и Студии им. М. Горького, мы отстояли свои позиции. Есть постановление Правительства, по которому студии, которые акционируются, они передают права на свои фильмофонды государству. Мы в свое время отказались акционироваться, нам удалось отстоять эту позицию. Мы предлагали сделать это и «Ленфильму», и Киностудии Горького, но они на это не пошли. В результате их коллекции были проданы на большие сроки. Кто бенефициар этих продаж – сложно понять, но суммы, видимо, были значительные. Потом, когда закончились эти контракты, права перешли в ведение Госфильмофонда России, государственной организации, которая отвечает уже за их права. И хотя наши права остались у нас, и мы с ними работаем, все наши материалы хранятся в Госфильмофонде, и это правильно. Госфильмофонд и должен хранить то, что называется «исходниками», то есть непосредственно негативы».

Еще одной темой, заявленной на круглом столе, стала тема реставрации архивных фильмов. Одно из важных направлений в деятельности Госфильмофонда близко, активно поддерживается и развивается в том числе киноконцером «Мосфильм». Карен Шахназаров рассказал о том, как относятся к глубокой реставрации картин на «Мосфильме» и почему эта история должна иметь продолжение:

«Реставрация – это не вполне себе сканирование, как принято считать. Это дело сложное. Это надо воспитать специалистов. Это дело дорогостоящее, мы проводим ее на свои средства. Реставрация картины может стоить от 15-20 тысяч долларов. Стоимость реставрации «Ивана Грозного» в валюте – до 80 тысяч долларов. Все зависит от того, в каком состоянии находятся негативы. Как правило, чем старше негатив – тем больше повреждений. Это довольно серьезная работа. Дело все в том, что в мире вообще есть интерес сейчас к старому кино. Все крупные фестивали имеют свою программу «Кино classic» – это и Каннский фестиваль, и Венецианский, и Берлинский, куда отбираются старые фильмы и оценивается их реставрация. Например, «Мосфильм», надо сказать, последние уже 7-8 лет постоянно участвует в самых крупных фестивалях. И, кстати, в позапрошлом году мы получили главный приз за реставрацию фильма Элема Климова «Иди и смотри». И в этом году тоже готовим несколько картин для участия в этих фестивалях. Старые фильмы на фестивалях пользуются огромным успехом. При условии, что они хорошо отреставрированы, а современные технологии позволяют их хорошо реставрировать, выглядят они очень современно. Фактически это новое рождение для фильмов. Кстати, мы начали уже такую программу: мы выпускаем отреставрированные картины в прокат. В последний год несколько картин выпустили – «Калина красная», «Сталкер». И у нас был очень неплохой коммерческий результат. Сейчас мы реставрируем и готовимся выпустить в прокат «Освобождение» Николая Юрьевича Озерова. Сейчас картина в очень тяжелом состоянии, к сожалению, утеряны и кое-какие негативы, но я думаю, что мы справимся и рассчитываем выпустить ее в прокат к 75-летию Победы. Это будет очень хороший эксперимент, картина мощная, необыкновенно зрелищная, и сегодня может представлять на больших экранах интерес для зрителей».

«Картины надо восстанавливать, сегодня это возможно, картинам надо давать новую жизнь. И я знаю, какая это серьезная работа, что делается в Госфильмофонде, поэтому мы рассчитываем, что и в дальнейшем будем сотрудничать. Словом, я приветствую и поддерживаю, и сюда пришел, чтобы поддержать моих коллег из Госфильмофонда. Они проводят очень большую работу, и мы всячески содействуем им», – заявил генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
По материалам круглого стола МИА «Россия сегодня»