Студия «Центрнаучфильм» в этом году отмечает свое 90-летие. Прежде чем в 1966 году она получила это название, студия называлась «Мостехфильм», «Воентехфильм», «Моснаучфильм». Всего на «Центрнаучфильме» было снято больше 10 тысяч фильмов. Сейчас студия «Центрнаучфильм» входит в состав киностудии им. Горького, а коллекция ее кинофильмов хранится в Госфильмофонде России. В связи с чем было принято решение о реставрации одной из знаковых лент киностудии — «С.Маршак» (1960).
В ходе реставрации фильма были проведены сканирование и стабилизация картинки, затем фильм прошел первичную цветокоррекцию, кадрирование, автоматическую, а также покадровую чистку и, наконец, финальную цветокоррекцию.
«С.Маршак»
1960, 18’42 мин., СССР
Студия «Моснаучфильм»
Режиссёр: Марианна Таврог
Сценарист: Нинель Лосева
Оператор: Борис Головня
Сценаристка Нинель Лосева и режиссёр Марианна Таврог хотели сделать «фильм о писателе, знакомом с самого раннего детства, с которым связано собственное детство, потом детство твоих детей, а у многих и детство внуков, и не только детство, но и юность, и зрелость». Они раздобыли телефонный номер Маршака и решились позвонить. Самуил Яковлевич пригласил их в гости в тот же день, и вскоре в его квартире на улице Чкаловской (ныне Земляной Вал) появились осветительные приборы, вентиляторы и две камеры.
Авторы фильма не только засняли Самуила Яковлевича и его гостей (среди которых Андрей Вознесенский, Георгий Свиридов, Игорь Ильинский и др.) в домашней обстановке, но и показали внутреннюю работу поэта над произведением. Одним из вопросов, которым задавалось советское научно-популярное кино, было «как показать работу мысли?». Лосева и Таврог создают что-то вроде текстологического детектива: вот строчки «Жил человек рассеянный на улице Бассейной» или строчки из знаменитых маршаковских переводов сонетов Шекспира — но как они приняли окончательную форму, как отметались прежние варианты, как искались точные слова? На помощь тут приходят анимированные вставки, благодаря которым можно продемонстрировать как, говоря словами другого поэта, «мысли в голове волнуются в отваге, /И рифмы лёгкие навстречу им бегут». Строчки рукописей появляются, перечеркиваются, возвращаются, слова перебираются, меняются местами — пока стихотворение не приобретет окончательную форму.