Реставрация: «Хризантемы». К юбилею Петра Чардынина
20 Июля 2023

В преддверии 150-летия Петра Чардынина Госфильмофонд отреставрировал четыре знаковые картины режиссера: «Дядюшкина квартира» (1913), «Хризантемы» (1914), «Миражи» (1915), «Молчи, грусть, молчи» (1918).

Всего, по подсчетам Веры Дмитриевны Ханжонковой, Чардынин снял до революции более ста фильмов, из которых в том или ином виде сохранилось чуть более тридцати. Петр Чардынин ставил фильмы, которые тогда называли «боевиками», т. е. картины, в которых играли «королевы и короли экрана» пользовавшиеся исключительной популярностью у публики и делали колоссальные сборы.

Почти все эти картины хранятся в Госфильмофонде. Научный отдел ГФФ с момента своего создания в 1948 году начал заниматься атрибуцией и реставрацией дореволюционного кино. Огромный вклад в эту работу внесли киноархивист Вениамин Вишневский и вдова крупнейшего российского кинопредпринимателя Александра Ханжонкова, Вера Дмитриевна.

«Хризантемы» (1914).

«Хризантемы» — вторая, более заметная в творчестве прима-балерины Императорский театров Веры Кавалли картина после «Сорванцов».

По сюжету нежная балерина Вера влюбляется во Владимира. Тот в долгах как в шелках, и Вера с радостью отдает ему свои серьги. Но денег от их продажи ему хватит ненадолго, и Владимир бросает Веру, рассчитывая жениться на богатой вдове. Вера сокрушена изменой. У Владимира хватает жестокости привести свою новую невесту на спектакль Веры. И тогда она выпивает яд, и умирает, танцуя на сцене, среди любимых хризантем. Отметим образ танцовщицы (в финальном номере Каралли подражает Айседоре Дункан) — исполнительницы самых разных направлений станут ключевым женским кинообразом этого периода. И почти всегда игра (и особенно танцы) будут для героинь гибельны.