Реставрация: «Дядюшкина квартира». К юбилею Петра Чардынина
17 Июля 2023

В преддверии 150-летия Петра Чардынина Госфильмофонд отреставрировал четыре знаковые картины режиссера: «Дядюшкина квартира» (1913), «Хризантемы» (1914), «Миражи» (1915), «Молчи, грусть, молчи» (1918).

Всего, по подсчетам Веры Дмитриевны Ханжонковой, Чардынин снял до революции более ста фильмов, из которых в том или ином виде сохранилось чуть более тридцати. Петр Чардынин ставил фильмы, которые тогда называли «боевиками», т. е. картины, в которых играли «королевы и короли экрана» пользовавшиеся исключительной популярностью у публики и делали колоссальные сборы.

Почти все эти картины хранятся в Госфильмофонде. Научный отдел ГФФ с момента своего создания в 1948 году начал заниматься атрибуцией и реставрацией дореволюционного кино. Огромный вклад в эту работу внесли киноархивист Вениамин Вишневский и вдова крупнейшего российского кинопредпринимателя Александра Ханжонкова, Вера Дмитриевна.

«Дядюшкина квартира» (1913)

Комедия — нетипичный жанр для отечественного кинематографа этого периода, царицей жанров тогда была мелодрама. Однако именно этот фильм историк раннего кино Нея Зоркая определила как «изящную» и «искрящуюся» комедию.

Эта картина о легкомысленном юноше Коко (Иван Мозжухин), который, чтобы раздобыть денег, сдает разным жильцам комнаты дядюшкиной квартиры. Комический кавардак с путаницами, недоразумениями и тремя парами влюбленных критика приняла благосклонно: «прекрасная игра актеров и превосходная постановка» («Сине-фоно»). Кроме того, среди создателей картины можно отметить художника-новатора Бориса Михина, который первым в отечественном кино стал сделать объемные декорации, так называемые «фундусы» (в первые годы декорации просто рисовались на колыхающемся заднике).