«Планета бурь» на японском телевидении
31 Января 2020

В Госфильмофонде России побывала съемочная группа японского телеканала NHK. При подготовке научно-популярной передачи под названием «На космической передовой», посвященной изучению Венеры, режиссер Ёхэй Манабе узнал, что в Советском Союзе в 1962 году был выпущен фильм про высадку на Венеру. О том, чем «Планета бурь» режиссера Павла Клушанцева может быть интересна современному зрителю, рассказал журналистам научный сотрудник Госфильмофонда России, киновед Николай Изволов.

«Павел Клушанцев был удивительной фигурой, он был гений изобретательства, оператор комбинированных съемок, он придумал очень много приспособлений для съемки фильмов. Именно постижение мира при помощи оптических приборов, конечно, логически подвело его к съемкам фильмов о космосе, тем более, что с конца 1940-х годов эта тема стала очень популярна. Нужно сказать, что сама тема освоения космоса в советском кино к тому времени уже была серьезно разработана. В 1936 году вышел игровой фильм «Космический рейс» о полете на Луну, который консультировал сам теоретик космических полетов Константин Циолковский. Фильм вышел сразу после его смерти.

Фильмы о космических полетах в то время, когда человечество еще не знало этих полетов, были довольно сложными, и достоверно изобразить невесомость, космическую среду, внутренность летательных аппаратов, поверхность других планет было очень трудно. Например, теоретически ученые знали, что в космосе возникает состояние невесомости. Но как показать невесомость? Как будет вести себя человек, различные предметы? Каким образом все это изобразить на экране? При помощи каких комбинированных устройств? Все это было предметом очень сложных теоретических построений. Сам Клушанцев был увлечен космосом. Он еще дальше продвинул это теоретическое изображение неизвестной среды, неизвестных планет и неизвестных предметов.

Клушанцев был высокообразованным человеком, и с детства занимался изобретательством. Он уже в детстве сам мог сделать себе токарный станок, починить мебель, придумать какие-то приборы. Он пытался поступить в знаменитый Технологический институт в Ленинграде. Но его туда не взяли, потому что его родители были дворянского происхождения, а в то время это не очень приветствовалось. И он поступил в кинотехникум, там же, в Ленинграде. Техникум – это менее престижное заведение, нежели институт, но там давали отличное техническое образование, на уровне института. Все, что касалось физики, геометрии, математики и других точных дисциплин, там преподавалось исключительно хорошо. И он вспоминал это образование с большой нежностью.

Павел Клушанцев начал производство своих, с одной стороны, фантастических, а с другой – исследовательских фильмов после окончания Второй мировой войны, примерно в 1946 году. Его первый фильм, который имел успех, назывался «Метеориты». Он вышел в 1947 году. Фильм получал призы на международных фестивалях, а его успех показал, что маленькая учебная студия может производить фильмы, интересные широкой публике. При помощи своих фантастических технических изобретений Клушанцев пытался проникнуть в тайны устройства мира, поэтому один из следующих его знаменитых фильмов назвался «Тайны вещества». До «Планеты бурь» большим успехом пользовался еще фильм «Дорога к звездам». Он вышел ровно через месяц после запуска первого искусственного спутника Земли, в ноябре 1957 года. Удивительно, но Клушанцев начал съемки этого фильма задолго до полета спутника, он не знал, что это событие произойдет, все держалось в тайне. Но фильм был практически закончен к тому моменту, когда спутник полетел, и Клушанцев успел доснять несколько маленьких эпизодов. Фильм вышел в прокат и имел колоссальный успех.

Интересно и то, что Клушанцев в своих фильмах повторил очень многие конструкторские разработки, которые на самом деле применялись в строительстве космической техники, но держались в строжайшем секрете. И даже говорят, что Клушанцева вызывали «компетентные органы» и интересовались: откуда он узнал все эти секреты космических разработок. Ему пришлось показывать чертежи своих разработок и убеждать, что он сам все это придумал.

Поэтому когда мы говорим о том, что фильм «Планета бурь» был вдохновлен успехами Советского Союза в освоении космической техники, нужно помнить еще о том, что фантазия Клушанцева и его визионерство во многом опережали тот путь, который прошли реальные космические аппараты. Ведь фильмы Клушанцева были созданиями его творческой фантазии, а не попыткой повторить то, что сделали до него другие».

«Тема освоения космоса в 60-е годы была очень популярна в Советском Союзе, – вспоминает Николай Изволов, – она нашла отражение и в фильмах, и в песнях, и в стихах. Вообще темой освоения ближайших к Земле планет – Венеры, Марса – были увлечены не только ученые, но обыкновенные люди. А Павел Клушанцев не только делал фильмы, но и писал книги, которые выходили в издательстве «Детская литература». Я сам помню, как в детстве читал книгу, которая называлась «Отзовитесь, марсиане!», очень интересную, где очень простым языком излагались довольно сложные вещи. Книги были богато иллюстрированы. Это был общий тренд времени, в стороне от которого не осталась и детская литература. Даже дети воспитывались на научно-популярных книгах о космосе. Наверное, книги Клушанцева имели даже большее воздействие на умы поколения, чем его фильмы.

Фильм «Планета бурь» показывался не только в СССР. Известно, что его закупили Соединенные Штаты. И немного в перемонтированном виде он выходил в Америке под названием «Путешествие на доисторическую планету». Этот фильм имел, безусловно, большое влияние на американцев, как и фильм 1957-го года «Дорога к звездам», он тоже в сильно сокращенном виде был показан по американскому телевидению в конце 1950-х годов.

Картины Клушанцева, с их спецэффектами, сделанными в докомпьютерную эпоху, повлияли на такие известные фильмы как «Звездные войны» и «Терминатор 2». Роберт Скотак, человек, который делал визуальные эффекты для фильма «Терминатор 2», даже он не мог разгадать какие-то секреты механизмов Клушанцева. В конце 90-х годов Скотак составил список вопросов, там было около четырех десятков позиций, для Клушанцева. И говорят, что Клушанцев ему ответил на них. Это все, конечно, слухи и легенды, но еще говорят, что Павел Клушанцев был единственным человеком, с которым хотел встретиться Джордж Лукас, когда приезжал в Москву в 1970-е годы. Они не встретились – Клушанцев жил в Ленинграде, был уже на пенсии, а кинематографическое начальство просто не поняло, о ком идет речь.

Даже для современного зрителя фильмы Клушанцева очень важны, потому что они созданы в докомпьютерную эпоху, а значит – предметы, которые там показываются, они настоящие, реальные, они не сгенерированы компьютерным образом».