Открыта регистрация слушателей на второй научно-исследовательский семинар
19 Февраля 2024

Госфильмофонд России и Государственный институт искусствознания приглашают посетить второй научно-исследовательский семинар «Визуальный и словесный текст в киноархиве».

Темой второй сессии семинара станет фильм как предмет поиска, утраты или воображения. Замыслы множества фильмов реализованы лишь в словесной форме — в киносценариях, письмах, дневниках. Взаимодействие режиссёра и сценариста, оператора и художника ведет к различному видению фильма, порой становящемуся причиной противоречий и конфликтов. Важной проблемой нашего семинара станет и целостность фильма для зрителя и исследователя. Участники семинара попробуют ответить на вопрос: «Каково место утраченных фильмов (или их частей) в науке о кино?». Все эти проблемы и вопросы станут предметом обсуждения на пяти секциях:

  1. Воображение и утрата как проблемы теории кино;
  2. Сохранение и реконструкция фильма;
  3. Литературный текст как рефлексия о фильме;
  4. От истории идей к истории фильмов;
  5. Нереализованный фильм: прагматические контексты.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

29 февраля
Модератор Горячок К.Л.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

9:30 Регистрация участников. Сбор гостей. Кофе-брейк
10:00 Секция 1. Воображение и утрата как проблемы теории кино

  • Микиртумов И.Б. (доктор философских наук, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург). Концептуальное и миметическое в кино в категориях семантики и прагматики;
  • Потёмкин С.Б. (кандидат технических наук, МГУ им. Ломоносова). Вторичный текст в кино;
  • Бугаева Л.Д. (доктор филологических наук, СПбГУ). Автор в «лабиринте имён»: случай «голливудской десятки»;
  • Калинина Е.А. (кандидат филологических наук, МГУ им. Ломоносова). Неснятый фильм как ключ к роману: «смотреть Пруста» по Гарольду Пинтеру;
  • Шулятьева Д.В. (кандидат филологических наук, НИУ ВШЭ — Москва). Кино для одного зрителя: вымышленный фильм и репрезентация зрительского опыта в романе «Книга иллюзий» Пола Остера (2002)

12:00 Перерыв на обед
13:00 Секция 2. Сохранение и реконструкция фильма

  • Данилко Е.С. (доктор исторических наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН). «Избушка на Байкале»: попытка увидеть;
  • Рябчикова Н.С. (PhD, НИУ ВШЭ — Москва). «Буря над Ла-Сарразом»: исчезновение неснятого фильма Эйзенштейна;
  • Силаева А.М. (бакалавр, НИУ ВШЭ — Москва). Скрытое между строк: методы изучения фильма Сергея Эйзенштейна «Бежин луг» на основе архивных материалов;
  • Огудов С.А. (кандидат филологических наук, НИУ ВШЭ — Москва; научный сотрудник ГФФ). Проект цифровой реконструкции утраченного фильма С. М. Эйзенштейна «Бежин луг»;
  • Андреева В.А. (студент, КГУ им. К. Э. Циолковского). «Bristen på översättning är en förlust [Непереведенность — это утрата]. Переводчик немого кино как историк и преобразователь мира картины»;
  • Соломонова А.А. (преподаватель, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского). Текстология и кинопрагматика: опыт текстофотографической реконструкции утраченных фильмов Пауля Вегенера «Голем» (1915) и «Голем и танцовщица» (1917);
  • Устюжанина А.В. (научный сотрудник ГФФ). Проблемы реконструкции фильма Е. Ф. Бауэра «Набат» (1917 г.)

15:30 Кофе-брейк
16:00 Дискуссия «Проблемы архивирования любительского кино»

Участники — команда фестиваля «Юбилей любительского кино» / «Amateur Films Fest»:

  • Нохрина Я.С. (магистрант, СПбГУ; научный сотрудник ГФФ; куратор фестиваля экспериментального любительского кино «Внутри»;)
  • Каменецкая П.А. (магистрант, куратор фестиваля «Невидимое кино»)
  • Макотинский А.А. (независимый исследователь, куратор фестиваля экспериментального любительского кино «Внутри»)
  • Половнева У.А. (бакалавр, СПбГУ)
  • Сорокин Б.В. (магистрант, СПбГУ)

17:00 Показ фильма «Стыдно сказать», Павел Арманд, СССР, 1930 г., 63 мин. Фильм представит научный сотрудник Госфильмофонда Сергей Огудов.

Для посещения киносеанса необходимо выбрать специальную категорию билета на странице регистрации.

1 марта
Модератор Огудов С.А.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

9:30 Регистрация участников. Сбор гостей. Кофе-брейк
10:00 Секция 3. Литературный текст как рефлексия о фильме

  • Цветкова М.В. (доктор филологических наук, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород); С. Гане (аспирант, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород). Влияние кинематографа на художественный мир романа Садега Хедаята «Слепая сова»;
  • Ермолина Н.В. (магистрант, МПГУ). Отражение особенностей текста литературного первоисточника в экранизации Р. В. Фассбиндера «Берлин, Александрплац»;
  • Бушуева Д.А. (магистрант, НГПУ). Нереализованные фрагменты сценария А. А. Тарковского и А. С. Кончаловского «Страсти по Андрею» в кинопоэтике картины А. А. Тарковского «Андрей Рублев»;
  • Каурцева Т.В. (аспирант кафедры киноведения, ВГИК имени С. А. Герасимова). Попытка реконструкции авторского замысла неснятой второй серии фильма Ивана Пырьева «Идиот» на материале сохранившихся вариантов литературного сценария;
  • Авсюк А.В. (студент, СПБГИКиТ). «Кинематографические миры» в литературных текстах и киносценариях в творчестве С. М. Овчарова (на примере перестроечных фильмов «Левша» 1986 и «Оно» 1989).

11:45 Перерыв на обед
12:45 Секция 4. От истории идей к истории фильмов

  • Сафронова В.И. (приглашенный преподаватель, СПбГУ). «Два броневика» (1928) С. А. Тимошенко. От сценария к фильму.
  • Померанцев Р.Ю. (аспирант, РИИИ; старший преподаватель СПбГИКиТ). Кинематограф блокады. История создания фильма «Ленинград в борьбе»;
  • Двинятина Ж.Р. (старший преподаватель, СПбГУ). Реконструкция несостоявшегося фильма. Разыскания по сценариям С.Тимошенко и Л.Трауберга;
  • Марголит Е.Я. (кандидат искусствоведения, научный сотрудник ГФФ). Прелюдия к триумфу: «культуркомедия» «Как надо и не надо» — несохранившийся дебют Николая Экка;
  • Дединский С.Н. (магистр искусствоведения, главный редактор Киноведческой артели 1895.io). Тупик «Начала», или непоставленный фильм «Жанна Д`Арк» Глеба Панфилова и Инны Чуриковой;
  • Мокрушина Н.В. (научный сотрудник ГФФ). «Городская симфония» Нижне-Волжской студии кинохроники: фильм «Поезд» 1967 г., Александр Косачев, Владимир Байнов;
  • Герасимова О.Г. (кандидат исторических наук, МГУ имени М. В. Ломоносова). Долгий путь к экрану. Судьба одного сценария.

15:15 Кофе-брейк
15:30 Секция 5. Нереализованный фильм: прагматические контексты

  • Семенчук С.А. (кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ). Анализ нереализованного сценария «Лена» (1936) Б. В. Липатова в контексте советского кинематографа второй половины 1930-х гг;
  • Горячок К.Л. (кандидат философских наук, Государственный институт искусствознания). Нереализованные сценарные планы Дзиги Вертова как источник к изучению его биографии;
  • Плотникова А.Г. (кандидат филологических наук, ИМЛИ имени А. М. Горького РАН). Киносценарий М. Горького «Преступники»: архивная история;
  • Бакиров Д.В. (доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ). Влияние голливудских сценариев С. М. Эйзенштейна на экранизации «Американской трагедии» Т. Драйзера и «Золота» Б. Сандрара 1930-х гг;
  • Чернышев С.Н. (независимый исследователь). Литературные и режиссерские варианты сценария художественного фильма «Андрей Рублев»;
  • Раку М.Г. (доктор искусствоведения, ГИИ). Музыкальная партитура неосуществленного фильма как исторический источник: «Пиковая дама» М. Ромма-Э. Пенцлина в зеркале музыки С. Прокофьева.

17:30 Кофе-брейк
17:45 Подведение итогов. Открытая дискуссия «Белые пятна в истории кино»

Тема дискуссии: поиск и изучение утраченных фильмов, написание истории кино в условиях неизбежной неполноты знания.
Спикер: Тамара Шведюк (научный сотрудник Госфильмофонда РФ)

Организаторы семинара оставляют за собой право внесения возможных изменений в расписание семинара.