Госфильмофонд России и Государственный институт искусствознания приглашают посетить научный симпозиум «Визуальный и словесный текст в киноархиве».
Тема симпозиума: «В поисках экранной идеи».
Многие фильмы, завершённые и вошедшие в историю кино, не были полностью реализованы с точки зрения своего замысла. Но существует и множество нереализованных фильмов, о замысле которых мы можем судить лишь на основе сценариев, фрагментов, дневниковых записей, зачастую хранящихся в архиве.
ПРОГРАММА СИМПОЗИУМА
20 марта
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
9:30 Регистрация участников. Сбор гостей
10:00 Секция 1. От идеи фильма к теории кино
Модератор С. А. Огудов
- Хренов Н.А. (доктор философских наук, ГИИ). Киноязык как проблема в истории художественной коммуникации: лингвистический и семиотический аспекты
- Фомин В.И. (доктор искусствоведения). Несбывшееся подсказывает нам дорогу
- Потёмкин С.Б. (кандидат технических наук, МГУ им. М. В. Ломоносова). Как кино отражает события в нашем мире
- Кривошея В.С. (аспирант Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой). Тело зрителя: соматический подход в теоретизировании опыта восприятия фильма
- Инсарова Е.В. (независимый исследователь). Мультипликационный фильм как семиотическая система: этический и эстетический аспекты
12:00 Перерыв на обед
13:00 Секция 2. История создания фильма
Модератор Т. А. Шведюк
- Бакиров Д.В. (Доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ). Процесс становления замысла «Золото Зуттера» С. М. Эйзенштейна: от романа до сценария
- Власкин К.А. (аспирант ГИИ, главный искусствовед Госфильмофонда). Житие одного фильма: «Праздник святого Йоргена» на бумаге и на экране
- Устюжанина А.В. (главный искусствовед Госфильмофонда). «Наместник Будды»: история создания фильма (по материалам Госфильмофонда)
- Померанцев Р.Ю. (аспирант РИИИ, старший преподаватель кафедры документального фильма СПбГИКиТ). Трансформация композиционного решения фильма «Ленинград в борьбе»
- Мейстер Г.И. (магистрант РГГУ). Дебюты, которых не было: об истории создания первых фильмов С. Г. Микаэляна
- Крутова Е.О. (Библиотека Российской академии наук). «Бесы» Достоевского: особенности киноязыка в экранизациях романа
15:30 Кофе-брейк
16:00 Секция 3. Реконструкция экранного замысла
Модератор А. В. Устюжанина
- Огудов С.А. (кандидат филологических наук, главный искусствовед Госфильмофонда). «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна в движении
- Соломонова А.А. (преподаватель, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского) Архивная реконструкция утерянных немых фильмов Пауля Вегенера и найденные материалы для биографической книги о нем
- Голубев А.Б. (главный редактор сетевого издания «Музей ЦСДФ»). Художественный фильм «И лёд растаял…» — неосуществленный проект кинохроникера Леонида Котляренко
- Шимохин Б.С. (преподаватель, университет «Синергия»). Поиск и восстановление экранной идеи на примере нереализованных фильмов Войцеха Ежи Хаса
17:30 Показ фильма «Рождение кино» (1950 г., реж. Роже Ленар; 40 минут)
Фильм представит главный искусствовед Госфильмофонда России А. В. Икко.
Для посещения киносеанса необходимо выбрать специальную категорию билета на странице регистрации.
21 марта
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
9:30 Регистрация участников. Сбор гостей
10:00 Секция 4. Сценарная основа фильма
Модератор К. А. Власкин
- Рябчикова Н.С. (доктор философии (PhD) по киноведению, Московская школа кино). Непоставленные сценарии Михаила Калика и Юлия Карасика 1962—1963 гг. и проблема счастья
- Дединский С.Н. (главный редактор, «Киноартель 1895»). «Дом с башенкой» Фридриха Горенштейна, или третий фильм Андрея Тарковского
- Туева В.В. (кандидат искусствоведения, ВГИК). «Почти реально проходит что-то»: о незавершенном киносценарии Анны Ахматовой
- Авсюк А.В. (главный искусствовед Госфильмофонда). «Замри, умри, воскресни»: к истории становления замысла
- Луговой С.С. (специалист по связям с общественностью, Государственный центральный музей кино). «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Опыт изучения растворившегося фильма
12:00 Перерыв на обед
13:00 Секция 5. Феномен киноадаптации
Модератор А. А. Зарубин
- Калько О.В. (старший научный сотрудник ФГБУК ГЦМК). Воплощение характеристик героев В. Шекспира на экране посредством их визуального образа (на примере экранизации комедии «Двенадцатая ночь» 1955 г.)
- Попова Л.В. (кандидат культурологии, Государственный университет управления). «Кинематографичность литературы» в фильме А. Кончаловского «Дворянское гнездо»
- Орлова Е.А. (аспирант, МГУ имени М. В. Ломоносова). «Пиратский мюзикл»: песня в романе Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и его киноадаптации 1937 г.
14:00 Кофе брейк
14:30 Секция 6. Кино как предмет рецепции и интерпретации
Модератор С. А. Огудов
- Данилко Е.С. (доктор исторических наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая). Куда пропал режиссер Черкасов, или автобиография настоящего большевика
- Сабирова Э.Р. (магистрант ЕУСПб). Декаданс на исходе НЭПа: почему авторы фильма «В большом городе» критикуют Серебряный век?
- Гвоздев А.Ю. (сотрудник АО «РОСКИНО»). Ризоматические структуры Сюдзи Тераямы: смысловые сочленения кино, литературы и театра
- Зарубин А.А. (ведущий специалист Госфильмофонда). «Дифференциация смыслов: титры к немецким фильмам (1933–1945) в послевоенном советском прокате»
- Масленникова К.Д. (младший научный сотрудник, Государственный центральный музей кино). Роль производственных и съемочных документов в атрибуции фотографических материалов. Опыт атрибуции на примере фотографий из архива С. А. Герасимова из собрания Музея кино
16:30 Кофе-брейк
17:00 — 17:30 Круглый стол «Как изучать замысел фильма?»
Участники: Д. В. Бакиров, Т. А. Шведюк, С. А. Огудов, Р. Ю. Померанцев, С. С. Луговой.
Организаторы семинара оставляют за собой право внесения возможных изменений в расписание семинара.