No Mute Cinema

В стартовой рубрике «No Mute Cinema» нового проекта «Иллюзион Live!» мы постараемся открыть иные грани немого кинематографа в современной оригинальной обработке. Французы называют такой формат «киноконцерт», а мы – «Не немое кино», кино, способное говорить с нами на одном, современном языке. Вы услышите музыку, специально написанную нашими музыкантами для каждого фильма. Зрители смогут познакомиться с киноклассикой под аккомпанемент тапёра, как это и происходило в начале XX века.

Профессия тапёра стала популярной во второй половине XIX – начале XX века. Многие известные музыканты, например, Джордж Баланчин, Дмитрий Шостакович, Тьерри Эскеш, Алексей Циммерман работали тапёрами. И попытки создания оригинальной музыки к немым фильмам также относятся к первым годам существования кинематографа. В 1908 Камиль Сен-Санс сочинил «Сюиту для струнных инструментов, рояля и фисгармонии в пяти частях» для премьеры фильма «Убийство герцога Гиза» (реж. Шарль Ле Баржи, Андре Кальметт, 1908 год). Эдмонд Майзель создал оригинальную музыку к фильму «Броненосец “Потемкин”» (реж. Сергей Эйзенштейн, 1925 год) по письмам самого режиссера, который детально разъяснил, какой она должна быть. В советском прокате фильм в разное время шел с музыкой Николая Крюкова и Дмитрия Шостаковича, в XXI веке свои варианты музыкального оформления создали музыканты группы Pet Shop Boys и Майкл Найман. В проекте «Иллюзион Live!» вы тоже услышите музыку, специально написанную нашими музыкантами под каждый фильм.

Тапёр не просто создает звукошумовое оформление, он занимается музыкальным иллюстрированием немого фильма и становится полноправным участником в работе над ним наряду со сценаристом, режиссером, оператором и актерами.

7 июня в 19.00 — ОБЛОМОК ИМПЕРИИ

Режиссер: Фридрих Эрмлер, 1929 год, СССР

Это один из последних шедевров немого кино, визитная карточка «ленинградской школы», ключевая работа Фридриха Эрмлера.

Полная версия картины была восстановлена Госфильмофондом в 2019 году, реставрация в общей сложности заняла семь лет.

Сопровождать показ картины будет музыкальный дуэт — Игорь Свиридов, сотрудник Госфильмофонда России, пианист, звукорежиссер и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского; и Максим Марков, композитор и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов и музыкант оркестра Московского Губернского театра п/у Сергея Безрукова.

5 июня в 19.00 — ДВА ДРУГА, МОДЕЛЬ и ПОДРУГА

Режиссер: Алексей Попов, 1927 год, СССР

Веселый сатирический рассказ о злоключениях двух рабочих-изобретателей, об их борьбе с нэпманами и бюрократами, о союзе с комсомольцами, благодаря которым друзья достигают неплохих результатов в изобретательском деле.

Это первая картина известного режиссера советского театра Алексея Попова, снятая по собственному сценарию на Ленинградской фабрике «Совкино» в 1927 году.

Сопровождать показ картины будет Сергей Аксёнов — постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион», который уже 20 лет озвучивает немые фильмы в высотке на Котельнической набережной.

31 мая в 19.00 — КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС

Режиссер: Василий Журавлев, 1935 год, СССР

Лето, 1946 год. Проводятся первые опыты по подготовке полета на Луну. На гигантском космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» на Луну отправляется его создатель, академик Павел Иванович Седых, вместе со своими спутниками: Мариной, ассистентом профессора Карина, и пробравшимся на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны, откуда перебираются на видимую с Земли сторону и подают сигнал в виде слова СССР, который земляне успешно принимают с помощью телескопов.

«Космический рейс» — первый советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Это этапное произведение, открывшее целое направление в жанре, признается одним из самых выдающихся научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Все это благодаря тому, что сценарий был написан при участии и научном консультировании Константина Циолковского — основоположника теоретической космонавтики, которому фильм был посвящен.

Сопровождать показ картины будет музыкальный дуэт — Игорь Свиридов, сотрудник Госфильмофонда России, пианист, звукорежиссер и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского; и Максим Марков, композитор и аранжировщик,выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов и музыкант оркестра Московского Губернского театра п/у Сергея Безрукова.

29 мая в 19.00 — ТЫСЯЧА ВТОРАЯ ХИТРОСТЬ

Режиссер: Евгений Бауэр, 1915 год, Российская империя

Ровно 105 лет назад состоялась премьера этой картины — 29 мая 1915 года. Фильм снят по сюжету пьесы Владимира Азова «1001 хитрость». Это комедия-фарс о женской хитрости. Муж, догадываясь об измене жены, пытается вывести ее на чистую воду, однако оказывается одураченным. «Нет такого положения, из которого не выпуталась бы женщина. Как бы ни был хитер муж, жена все же окажется вдвое хитрее и так сумеет затуманить бедную голову супруга, что тому и впрямь белое черным покажется», — писал о фильме журнал «Сине-фоно» в 1915 году.

Сопровождать показ картины будет Сергей Аксёнов — постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион», который уже 20 лет озвучивает немые фильмы в высотке на Котельнической набережной.

27 мая в 19.00 — КРЕСТЬЯНСКАЯ ДОЛЯ

Режиссер: Василий Гончаров, 1912 год, Российская империя

Безмятежную жизнь юной крестьянки Маши нарушает целая цепочка трагических событий: пожар в родительском доме, разорение семьи, предательство жениха Петра. Она вынуждена уехать в город на заработки, где и попадает в богатую семью. Тем временем, ее семья окончательно разорена, отец болен. Это вынуждает Машу пойти на сделку с совестью и за определенную плату принять ухаживания барина. Тем самым девушка, жертвуя собой, спасает семью и возвращается в деревню. Там ей приходится терпеть унижения со стороны жены некогда любимого Петра, что толкает Машу на месть. Она выходит замуж за отца Петра…

Сопровождать показ картины будет Сергей Аксёнов — постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион», который уже 20 лет озвучивает немые фильмы в высотке на Котельнической набережной.

24 мая в 19.00 — УХОД ВЕЛИКОГО СТАРЦА

Режиссеры: Яков Протазанов, Елизавета Тиман, 1912 год, Российская империя

Фильм по мотивам свидетельств о последнем периоде жизни Льва Николаевича Толстого. Великий русский писатель разрывается между своими убеждениями, согласно которым он и его семья должны отказаться от собственности, и любовью к жене Софье Андреевне, которая требует, чтобы граф не лишал семью средств к существованию.

Для съемок заключительной сцены картины оператором фильма Александром Левицким была впервые в практике российского кино применена двойная экспозиция.

Сопровождать показ картины будет дуэт фортепиано и флейты — Максим Марков, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов и музыкант оркестра Московского Губернского театра п/у Сергея Безрукова; и Марина Зубанова, выпускница колледжа музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской и Российской академии музыки имени Гнесиных.

22 мая в 19.00 — ГРЕЗЫ

Режиссер: Евгений Бауэр, 1915 год, Российская империя

Любовная психологическая драма по мотивам романа бельгийского писателя Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Сергей Николаевич Неделин не в силах смириться с внезапной смертью своей жены Елены. Неожиданно он встречает артистку Тину Виарскую, поразительно похожую на Елену. Неделин не замечает, что кроме внешнего сходства между Тиной и Еленой нет ничего общего — он слишком сильно хочет вернуть утраченное счастье.

Сопровождать показ картины будет сотрудник Госфильмофонда России Игорь Свиридов — пианист, звукорежиссер и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

20 мая в 19.00 — НЕМЫЕ СВИДЕТЕЛИ

Режиссер: Евгений Бауэр, 1914 год, Российская империя

Девушка Настя становится горничной и влюбляется в молодого барина, который ухаживает за женщиной своего круга. Не получив взаимности, барин соблазняет Настю, которая отвечает ему искренней и нежной любовью. Но вскоре барин все же женится на другой и теряет к Насте всякий интерес.

Картину отмечали за высокую художественную достоверность, реалистичность выразительных средств и исключительную точность выражения чувств.

Сопровождать показ картины будет Сергей Аксёнов — постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион», который уже 20 лет озвучивает немые фильмы в высотке на Котельнической.

17 мая в 19.00 — ДИТЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Режиссер: Евгений Бауэр, 1914 год, Российская империя

Прожившая все детство в бедности Маня вырастает и понимает, что может пользоваться большим успехом у богатых мужчин. В нее искренне влюбляется молодой Виктор, но ее интересуют только его деньги и светские вечеринки. Когда у поклонника заканчиваются средства, она бросает его, что приводит к трагедии.

В картине представлен нетрадиционный для того времени типаж жестокой и беспринципной обольстительницы.

В фильме Бауэр использует новые приемы для обозначения объема и глубины пространства, а также удачно сочетает натурные и павильонные сьемки.

Сопровождать показ картины будет сотрудник Госфильмофонда России Игорь Свиридов — пианист, звукорежиссер и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

15 мая в 19.00 — ЗАКРОЙЩИК ИЗ ТОРЖКА

Режиссер: Яков Протазанов, 1925 год, СССР

Лирическая комедия с элементами сатиры рисует быт и нравы провинциального городка через забавные приключения домработницы и закройщика, выигравших крупную сумму по облигации госзайма. Картина является редким примером кинокомедии 1920-х, не потерявшей своей привлекательности вплоть до нашего времени.
Игорь Ильинский и Анатолий Кторов впервые встретились в кино именно в этой картине. В дальнейшем их дуэт пользовался большим успехом у зрителей в комедиях Якова Протазанова.

Сопровождать показ картины будет Сергей Аксёнов — постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион», который уже 20 лет озвучивает немые фильмы в высотке на Котельнической.

13 мая в 19.00 — БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН

Реж.: Евгений Славинский, 1918 год, Россия

По повести итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих». Автор сценария и исполнитель главной роли – Владимир Маяковский.
Место действия рассказа перенесено из Италии в дореволюционную Россию. Рассказ подвергся существенным переделкам. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочетание анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной самоотверженной любовью к учительнице.

Сопровождать показ картины будет сотрудник Госфильмофонда России Игорь Свиридов — пианист, звукорежиссер и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

10 мая в 19.00 — ШИНЕЛЬ

Реж.: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, 1926 год, СССР

Фильм, сделанный группой ФЭКС (Фабрика Эксцентрического Актера) вошел в первый ряд советской киноклассики. Свой особенный стиль создатели фильма сделали заметной чертой ленинградской школы советского кино.
У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой ФЭКСов молод, полон надежд, его душа открыта миру. Маленький чиновник безнадежно вздыхает о прекрасной незнакомке, являющейся ему на фантасмагорическом Невском проспекте.
Сценарий фильма написал выдающийся ученый и писатель Юрий Тынянов. Он соединил в одном произведении мотивы двух повестей Н.В. Гоголя – «Шинель» и «Невский проспект» – в едином фантастическом сюжете.

Сопровождать показ картины будет дуэт фортепиано и флейты – Максим Марков, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов и музыкант оркестра театра п/у С. Безрукова, и Марина Зубанова, выпускница колледжа Галины Вишневской и Российской академии музыки имени Гнесиных.

7 мая в 19.00 — НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ВЕСТА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ

Реж.: Лев Кулешов, 1924 год, СССР

Американский бизнесмен мистер Вест едет в Советский Союз. Родные и близкие Веста всячески стараются отговорить его от поездки, считая, что он подвергает себя огромному риску: ведь американская пресса пестрит описанием «ужасов», творящихся в СССР. Для безопасности Вест берёт с собой телохранителя – ковбоя Джедди. Увы, предпринятые американцем меры предосторожности не спасают его от необыкновенных приключений. Он попадает в нэпманскую Москву 1920-х годов… Загипнотизированный собственными страхами, он практически добровольно отдается в руки шайки мошенников…
Лев Кулешов по праву считается одним из создателей советского кино. Эксцентрика, динамика, трюки – примета его неповторимого стиля 1920-х годов. Фактически, у него учились почти все крупнейшие режиссеры того времени: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и многие другие. Этот фильм – энциклопедия кинематографических приемов. «Мистер Вест» входит во все классические программы по истории кино не только в нашей стране, но и за рубежом. Его нужно обязательно знать всем, кто изучает историю искусства и культуры.

Сопровождать показ картины будет Сергей Аксёнов — постоянный тапёр кинотеатра «Иллюзион», который уже 20 лет озвучивает немые фильмы в высотке на Котельнической.

3 мая в 19.00 — ГОРОДА И ГОДЫ

Реж.: Евгений Червяков, 1930 год, СССР

Начинающий художник Андрей Старцов накануне Первой мировой войны приезжает на стажировку в Германию. Здесь он находит любовь и друга. После начала русско-немецкой войны Старцова интернируют, но ему удается бежать. Судьба приводит его к предательству революции и измене любви, которые идут вместе. Старцов неудержимо катится вниз, к безумию и гибели.
Последний «немой» фильм режиссера и актера Евгения Червякова. Экранизацию отличают точность психологических характеристик многочисленных действующих лиц (сам Червяков великолепно сыграл эпизодическую роль офицера), подробность бытовых зарисовок жизни в Германии и России, передача атмосферы событий первой мировой и гражданской войн. Особое значение киноленты составляет высокая изобретательная культура фильма, выразительность сцен, и точность декораций в передаче мест действия картины.

Предварять показ будет лекция Евгения Марголита, главного искусствоведа Госфильмофонда России, автора книг и статей по истории кино.
Сопровождать трансляцию картины будет сотрудник Госфильмофонда России Игорь Свиридов — пианист, звукорежиссер и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

1 мая в 19.00 — АЭЛИТА

Реж.: Яков Протазанов, 1924 год, СССР

Действие фильма начинается в декабре 1921 года в Петрограде. Инженер Лось получает таинственный радиосигнал и пытается разгадать его смысл, он создает космический корабль для полета на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий немедленно организовать на Марсе революцию, и тайно пробравшийся на корабль детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены.
«Аэлита» стала одним из первых образцов отечественной кинофантастики. Фильм интересен не только сюжетом и актерской игрой звезд того времени – Игоря Ильинского и Николая Баталова, но и удивительной визуальной атмосферой – декорациями известного кинохудожника Сергея Козловского и авангардными костюмами, созданными знаменитой Александрой Экстер. «Аэлита» является первым фильмом Якова Протазанова после возвращения из эмиграции. Выходу фильма предшествовала оригинальная рекламная кампания в газетах, которая началась примерно за полгода до премьеры.

Сопровождать показ картины будет сотрудник Госфильмофонда России Игорь Свиридов — пианист, звукорежиссер и аранжировщик, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.