Киноархив – это место, где смысл работы можно определить двумя словами: для вечности… В 1936 году, когда в нашей стране осознали необходимость собирать и сохранять киносвидетельства, началось строительство Всесоюзного фильмохранилища.
Поначалу нужно было просто собрать разбросанные по студиям, прокатным конторам и т.п. фильмокопии. Параллельно в хранилище стали сдавать все выпускаемые в стране фильмы. А после Второй мировой войны сюда же был привезен внушительный фонд «трофейного кино». И чтобы разобраться в этих киноматериалах, понадобились люди, владеющие иностранными языками и знающие историю кино. Была сформирована бригада специалистов, которые и стали первым поколением научных сотрудников.
Помимо материалов на кинопленке здесь стали собирать и бумажные документы: плакаты, афиши, монтажные листы и т.д.
Летом 1948 г. министр кинематографии СССР Большаков обратился в Правительство с предложением о преобразовании Всесоюзного фильмохранилища в Государственный фильмофонд: «Фильмофонд Министерства кинематографии СССР может быть использован в качестве базы большой культурно-просветительной работы, научно-исследовательской и научно-учебной работы, в частности для всестороннего изучения киноискусства. Его истории и теории».
Проведение этой работы немыслимо без создания на базе всесоюзного фильмохранилища специального научно-исследовательского учреждения».
Дальше излагалась структура Государственного фильмофонда:
Это была стратегическая программа деятельности киноархива нового типа. С 4 октября 1948 года Госфильмофонд СССР успешно реализует эту программу, суть которой зафиксирована и в Уставе организации: собирать, хранить, обрабатывать киноматериалы и делать их доступными историкам, специалистам и любителям кинематографа.
Выпущенные Госфильмофондом биофильмографические каталоги стали самыми точными источниками информации по отечественному кино. Многие из них уникальны и являются библиографической редкостью. Помимо каталогов, было подготовлено множество тематических справочников: от информации по прокату иностранных фильмов в Советской России до недавних «На троне и на экране» (обо всех фильмах, где присутствуют цари), «Христианского кинословаря», «В старинном российском иллюзионе» (обо всех сохранившихся фильмах дореволюционного периода) и др.
Без помощи научного отдела Госфильмофонда не обходится почти ни один монтажный фильм и ни одна телепередача на исторические или биографические темы. Также важным направлением является участие в российских и зарубежных мероприятиях: фестивалях, кинофорумах, спецпоказах, мастер-классах.
Главной площадкой для популяризации сокровищ Госфильмофонда является единственный в России Московский международный фестиваль архивных фильмов.
Мероприятия, которые проводит Госфильмофонд в стране и за рубежом, поддерживают престиж России, соединяют настоящее с прошлым, помогают будущему.