Лаборатория киномысли «30-е. Новое время»

1 ноября стартует «Лаборатория киномысли «30-е. Новое время», посвященная изучению и переосмыслению наследия 1930-х годов через просмотр знаковых фильмов эпохи и лекции ведущих специалистов по заданной теме. В период проведения лаборатории участники проследят, как кинематограф трансформировался, испытывал влияние или наоборот влиял сам на процессы, которые параллельно шли во всех сферах культуры (архитектуре, литературе, искусстве, театре, музыке) и шире — быте, повс1 ноября стартует «Лаборатория киномысли «30-е. Новое время», посвященная изучению и переосмыслению наследия 1930-х годов через просмотр знаковых фильмов эпохи и лекции ведущих специалистов по заданной теме. В период проведения лаборатории участники проследят, как кинематограф трансформировался, испытывал влияние или наоборот влиял сам на процессы, которые параллельно шли во всех сферах культуры (архитектуре, литературе, искусстве, театре, музыке) и шире — быте, повседневной жизни нашего соотечественника 30-х годов прошлого века.

В рамках лаборатории в кинотеатре «Зотов. Кино» пройдет публичная ретроспектива ключевых фильмов эпохи из коллекции Госфильмофонда, каждый из показов будет сопровождать представление авторов «Искусства кино» и научных сотрудников Госфильмофонда. В программе — «Окраина» реж. Борис Барнет (1933), «Рваные башмаки» реж. Маргарита Барская (1933), «Счастье» реж. Александр Медведкин (1934), «Строгий юноша» реж. Абрам Роом (1935), «Новая Москва» реж. Александр Медведкин (1938), «Волга-Волга» реж. Григорий Александров (1938), «Комсомол — шеф электрификации» реж. Эсфирь Шуб (1932) и другие.

В программе — лекции о кино от научных сотрудников Госфильмофонда Евгения Марголита, Саши Терещенко и Александры Устюжаниной, а также о музыке от историка музыки Анны Сокольской, театре от театрального критика Алены Карась, искусстве от арт-критика Ольги Кабановой, архитектуре от искусствоведа Марка Акопяна, о народном фольклоре от антрополога Михаила Лурье и других ведущих специалистов по истории и культуре.

Первым событием публичной программы станет лекция Е. Я. Марголита и показ фильма «Окраина».

Лаборатория киномысли «30-е. Новое время» совместный проект Госфильмофонда России, журнала «Искусство кино» и Центра «Зотов».

ПРОГРАММА ПОКАЗОВ

1 ноября 18:30     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Лекция 1: Е. Я. Марголит «„Свои“ и „Чужие“ или Союз добрых людей»
Пафос классовой борьбы и пафос всечеловеческого единства — чем объединяются два противоположных по смыслу ведущих мотива советского кино? Что роднит сюжетные модели «Броненосца «Потемкин» и «Окраины»? «Живой человек как самоцель» — принципиальное достоинство или тяжелый идеологический промах? Попробуем проследить, как вступает в спор торжествующее разоблачение чужого под маской «своего» — и радость узнавания своего в том, кто казался чужим…

1 ноября 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 1: «Окраина» (1933)
Фильм представит научный сотрудник Госфильмофонда, историк кино Евгений Марголит.

8 ноября 18:30     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Лекция 2: «Уличные песни первой пятилетки, и причем здесь кино»

8 ноября 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 2: «Комсомол — шеф электрификации»

15 ноября 18:30     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Лекция 3. Александра Устюжанина: «Женщины: видимые и невидимые»
Часто можно встретить мнение, что в советском кино 30-х годов идеального нового человека воплощала женщина. Но как были задействованы в индустрии настоящие, а не плакатные женщины? На лекции мы поговорим о профессиях, на которых были заняты женщины в кинематографе в 30-е годы. В это время в кино работают режиссерки Ольга Преображенская — снявшая свой первый фильм еще до революции, Маргарита Барская — одна из основательниц детского кинематографа в СССР, Эсфирь Шуб — создательница хроникального монтажного кино. Среди других громких имен: Вера Строева, Татьяна Лукашевич, Надежда Кошеверова. Совместно с мужьями снимают фильмы Юлия Солнцева, Хеся Локшина, Мечислава Маевская. Рисуют мультфильмы сестры Зинаида и Валентина Брумберг. Пишут сценарии Агния Барто, Регина Янушкевич, Анна Ян. Создает киножурнал «Пионерия» Арша Ованесова. Игровые и документальные фильмы снимают операторки Татьяна Лобова, Иоланда Чен, Оттилия Рейзман, Мария Сухова. Фильмы Александрова и Эйзенштейна монтирует Эсфирь Тобак, а фильмы Дзиги Вертова — Елизавета Свилова. Лекция не претендует на исчерпывающий характер, а ставит своей задачей дать обзор женских имен (тем более, что многие из них малоизвестны, и корректное авторство некоторых фильмов возможно установить только с помощью картотеки Госфильмофонда).

15 ноября 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 3: «Рваные башмаки» (1933)

22 ноября 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 4: «Счастье»

30 ноября 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 5: «Граница» (1935)
Лекция 5. Кирилл Власкин: «Соцреализм как главный эстетический метод эпохи»
23 апреля 1932 года в СССР выходит постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Главным методом на ближайшие минимум 30 лет становится социалистический реализм, осознанно субъективный подход и к современности, и к истории. Государственная система претендует на тотальное подчинение себе искусства; а в кинематографе, искусстве коллективном, партия и вообще метит в полноправные соавторы фильма. Но само устройство искусства противостоит идеологии, и темой лекции станут именно парадоксы соцреализма, непреодолимые внутренние противоречия его эстетики.

5 декабря 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 6: «Строгий юноша»

12 декабря 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 7: «Профессор Мамлок» (1938)

19 декабря 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 8: «Новая Москва»

26 декабря 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 9: «Волга-Волга»

16 января 20:00     ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Показ 10: «Ошибка инженера Кочина»

Все мероприятия публичной программы проходят бесплатно и доступны по предварительной регистрации.