Госфильмофонд России — главный киноархив страны, член Международной федерации киноархивов (FIAF) — продолжает знакомить зрителей с Национальным музеем кино в Турине в рамках познавательного онлайн-проекта «Медиатор». В новом выпуске мы расскажем о коллекции цветных фильмов студии Pathé Frères, а также о комедийных немых картинах эпохи «золотого века» итальянского кинематографа.
Французская киностудия Pathé Frères была основана в 1896 году. Студия с самого начала сделала ставку на цвет, и в начале XX века сотрудники начали проводить опыты в области цветной кинематографии. Инновационный способ нанесения цвета «Патеколор» (Pathe-color) заключался в том, что второй экземпляр фильма использовался в качестве трафарета. Рабочие-специалисты разрезали с помощью тонких резцов часть кадра, предназначенную для окраски. Таким образом делали трафареты для красного, синего, желтого, зеленого и других цветов. Результат был лучше, чем при окраске ручным способом.
К созданию собственного узнаваемого бренда «Патеколор» приложил руку талантливый режиссер, оператор и кинотехник Сегундо де Шомон, о котором мы уже писали в проекте «Медиатор» , путешествуя по архивам Фильмотеки Каталонии. Теперь же предлагаем ознакомиться с артефактами, отмеченными экспериментами с цветом, которые хранятся в Национальном музее кино в Турине: с фильмами Сегундо де Шомона 1907 года «Красное привидение» и «Вперед и с песней», картиной Гастона Веля «Боль наказания» (1906 год), лентой «Спящая красавица» (реж. Альбер Капеллани, Люсьен Нонге, 1908 год) и эпизодом из серии коротких французских фильмов, посвященных живописным местам «По всему миру — Пиренеи» (1922 год).
Мы уже начали знакомство с «золотом веком» итальянского кино на примере жанра авантюрной драмы. Благодаря конкуренции и соперничеству студий в Италии в то время было создано огромное количество картин высочайшего качества. Кино перестает быть ярмарочным жанром и превращается в отдельное культурное явление. Комедия — самый востребованный жанр со времен «Политого поливальщика». Ничто так не продлевает жизнь и не помогает сбросить груз забот, как старый добрый юмор. Посмотрим, над чем смеялись итальянцы, ослепленные блеском «золотого века» кинематографа. Подборку откроют работы французской студии Pathé Frérès 1912 года: «Неуловимый» и «Больше не лысый», а продолжат картины итальянских производителей: Itala Film, Savoia Film, Rodolfi Film и Cines.
Следите за обновлениями рубрики «Медиатор» на сайтах Госфильмофонда России и кинотеатра «Иллюзион».