Классика чехословацкого кинематографа

30-е годы ХХ века — период, в котором удачно сочетались чешский модернизм и коммерческое искусство. Уже к 1938 году в Чехословакии насчитывалось 1824 кинотеатров, ежегодно снималось около 80 фильмов. Подкаст открывается картиной того времени — «Белая болезнь» актера и режиссера Хуго Хааса, вынужденного покинуть страну в 1938 году.
В 1950-1960-х годах в чехословацком кино преобладал жанр соцреализма, который пользовался большим успехом у зрителей. В нашей подборке можно увидеть сразу несколько фильмов, относящихся к этому жанру. В тоже время оставалось пространство и для авангардных, экспериментальных течений и визуальных экспериментов в кинематографе, с этим направлением можно ознакомиться на примере картины «Хэппи-энд» из нашей подборки.

1. Белая болезнь / Bílá nemoc
1937 год, 104 мин.
Режиссер: Хуго Хаас
Экранизация пьесы Карела Чапека и дебютная работа режиссера Хуго Хааса. Гуманистическая концепция Хааса нашла большой отклик в Европе, поглощенной нацистской агрессией. В фильме режиссер изображает доктора Галена, который находит лекарство от неизлечимой болезни. Однако он отказывается выдать его маршалу, который задумал начать войну с соседней страной.

2. Авария / Smyk
1960 год, 99 мин.
Режиссер: Збынек Бриних
«Режимный» остросюжетный детектив — так можно определить жанр этого фильма. В 1948 году Франтишек Краль бежит за границу в поисках приключений и лучшей жизни. Он покидает Прагу, своих родителей, брата Вацлава, молодую жену Марию и маленького сына. За границей тяга к приключениям и наживе приводит его в иностранную разведку. Затем в странной автомобильной аварии он обжигает лицо, и проведенная хирургами пластическая операция полностью меняет его внешний вид. С новой личностью он возвращается в Прагу под прикрытием гастролирующего клоуна, чтобы наладить в родном городе шпионскую сеть.

3. Повозка в Вену / Kočár do Vídně
1966 год, 76 мин.
Режиссер: Карел Кахиня
Два австрийских дезертира вынуждают деревенскую девушку перевезти их через границу. Женщина соглашается из мести: накануне немцы повесили ее мужа. Однако ситуация развивается совсем не так, как запланировали попутчики.

4. Стыд / Stud
1967 год, 100 мин.
Режиссер: Ладислав Хельге
Политическая драма Ладислава Хельге — критический взгляд на чиновников и руководителей, чья основная цель — бесстыдное обогащение. Главный герой этой истории, председатель национального комитета, возмущен известиями об аресте его протеже, которого обвиняли в растрате, мошенничестве и изнасиловании. Исполнение главной роли в этой актуальной, но «неудобной» картине взял на себя словацкий актер Юлиус Пантик.

5. Убивая Черта / Vražda ing. Čerta
1970 год, 71 мин.
Режиссер: Эстер Крумбахова
Единственной режиссерской работой сценариста и художника по костюмам Эстер Крумбаховой стала комедия «Убивая Черта». Главной героине около сорока лет, она умна и привлекательна, но, к сожалению, одинока. Она приглашает на ужин друга юности по имени Богуш Черт, которого она до сих пор вспоминает, как стройного и благородного красавца. Но на ужин приходит совсем другой Богуш: раздобревший и огрубевший. За столом он ведет себя невоспитанно, его поведение грубо, даже высокомерно, но удел женщины прощать мужчину и преклоняться перед ним, не так ли? Фильм наполнен идеями феминизма и изрядной долей критики, обращенной к обоим полам.

Бонус:

Хэппи-энд / Happy end
1967 год, 69 мин.
Режиссер: Ольдржих Липский
Этот экспериментальный фильм не оснащен субтитрами, но оценить его можно и без детального погружения в диалоги. Возможно, впервые в истории кинофильм снят в обратной хронологии — от смерти человека до его рождения. Лента начинается с того, что отрубленная голова главного героя встает на место, и герой задом наперед возвращается к своей жене, которую в порыве ревности разрубил на части. Весьма смелый и удачный эксперимент для кино конца 1960-х годов.