Кирилл Разлогов о БРИКС
22 Октября 2019

Киновед и культуролог Кирилл Разлогов, представитель жюри четвертого Кинофестиваля стран БРИКС, в интервью TV BRICS рассказал о развитии мирового кинематографа и программе фестиваля, проходившего в Бразилли. На смотре был представлен и отреставрированный сотрудниками Госфильмофонда России фильм «Обломок империи».

— Дело в том, что, когда это придумывали (фестиваль БРИКС – прим. ред.), придумывал премьер-министр Индии, и с нашей помощью, и с моим участием проект был немножко другой. Задача была показать, что центр киноиндустрии существует не только в Голливуде, но еще в Индии и Китае. И это, безусловно, так. Большая часть фильмов, которые делаются в мире, делаются в юго-восточной Азии, и режиссеров, и количество зрителей больше на этой территории. А Голливуд и западное кино – это только один из вариантов. Сами технологии различные, в Индии скажем, средняя длительность фильма – три часа с лишним. Фильм показывается с перерывом. Люди приходят в кино чуть ли не на весь день. В Голливуде раньше такое тоже было, когда были программы из двух фильмов, но это в 50-е годы. Сейчас все-таки установилась норма приблизительно в пределах двух часов фильм, и свои фестивали, которые в основном ориентируются на этот тип фильмов. У наших индийских коллег возникло желание показать, что фильмы делаются не только там, но и в основном у них, и у нас в России тоже. Эти фильмы делаются по-другому, потому что разные культуры, разные традиции, у этих фильмов есть аудитория, зачастую большая, чем у голливудских картин. Надо показывать эту кинематографию.

— Бразилия – сильно «кинопроизводящая» страна, и Китай тоже сильно «кинопроизводящая» страна. Китай с Индией, вообще, больше половины фильмов, которые в мире делаются, делают. И Россия не последняя в этом плане страна, хотя она связана и с Европой тоже. И, если не считать Африку, в которой киноискусство только начинает развиваться, все остальные страны – это большие, «кинопроизводящие» страны. Поэтому фестиваль должен показать и пытается показать, что есть другие модели кинематографа, которые не менее, а более интересные, чем та модель, к которой мы привыкли. В Южной Африке делается приблизительно около десяти фильмов в год, игровых полнометражных фильмов в год. Они в основном посвящены борьбе против апартеида — недавней истории Африки. Есть довольно большой интерес к женской проблематике. Документальное кино южноафриканское, пожалуй, более интересно, чем игровое. Но игровое кино пользуется успехом в Южной Африке и в соседних африканских странах. Так что это не одна из тех стран, где кино нет вообще. Но это одна из тех стран, где кино нуждается в том, чтобы развиваться.

— Россия представляет две картины: фильм «Царь-птица», который получил главный приз Московского кинофестиваля в прошлом году, и фильм «Репетитор» — работа совсем молодого режиссера. Помимо этого, есть специальные программы. Одна из специальных – программа старых фильмов, отреставрированных недавно. От России представлено две картины: картина «Обломок империи», 26-го года, Фридриха Эрмлера. Это суперклассика, которая с помощью сотрудников Госфильмофонда была не только отреставрирована, добавили кадры, которые вырезали в разных копиях. Она была смонтирована из нескольких копий. Вторая картина — фильм Марлена Хуциева «Был месяц май». Это телевизионная картина, которую отреставрировали и довели до ума.

Будет программа короткометражных студенческих фильмов. Я здесь принимаю участие, поскольку преподаю во ВГИКе, мы отбирали эти картины, отбирали студенческие работы. Опять-таки, предлагали эти работы организаторам. Они отобрали несколько ВГИКовских работ, несколько работ других киношкол, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Будет программа полнометражных анимационных картин. Анимация сейчас пользуется очень большим интересом, большим успехом. Будет одна из картин цикла про трех богатырей, который делает киностудия «Мельница».

— Впервые эта программа оформилась как общая программа всех стран-участниц, и с особым акцентом именно на реставрацию картин, именно на восстановление того, как эти картины выглядели в тот момент, когда выпускались на экраны. Это сейчас очень модное течение. Джейн Фонда в одном из своих выступлений на конференции, посвященной восстановлению кинематографического наследия, сказала, что надо бы тратить на восстановление классики, киноклассики столько же денег, сколько тратится на производство новых фильмов. Конечно, ее не послушали, но отношение к классике это демонстрирует. У неё, у Мартина Скорсезе, у людей, работающих в Госкинофонде, в других архивах мира. Так что эта программа отражает именно большой интерес к кинематографическому наследию.

— В будущем году фестиваль БРИКС будет проходить в России, и я думаю, что это будет годом возвращения индийского кино – массового индийского кино и массового китайского кино к нашему зрителю. Планов очень много, только реализуются эти планы с большим трудом. Потому что все-таки разные языки, разные традиции, разные обычаи. Нужно найти какую-то общую тему. Либо, наоборот, сделать это чисто экономическим сотрудничеством.

Недавно российско-китайская картина вышла в Китае, ожидали огромного коммерческого успеха, который не состоялся – китайский вариант «Вия», потому что у китайского зрителя другие предпочтения. Любимый фильм в Китае – российский фильм «А зори здесь тихие». Потому что в истории китайской гражданской войны в Китае были истории с молодыми женщинами, которые тоже участвовали в войне, тоже погибали. Найти такие темы, посмотреть, как они будут работать – эта задача очень непростая. Каждый год я сижу на заседаниях, где обсуждают вопросы. Да, нужно совместное производство, да, нужно показывать взаимно фильмы, пока больших сдвигов в этом направлении не наблюдается. Будем надеяться, что фестиваль в Бразилии откроет какие-то ворота в этом плане. Особо надеюсь на тот фестиваль, который мы будем организовывать в будущем году.

Материал создан на основе интервью для TV BRICS.