Кинопрограмма «Из архива Госфильмофонда: советский научно-популярный фильм 1940-х гг.»

Совместно с Госфильмофондом России в Еврейском музее и центре толерантности пройдут два сеанса, посвященные советскому научно-популярному кино, из программ II Московского международного фестиваля архивных фильмов «Социализм в животном мире» и «Послевоенное научно-популярное: пространство эстетической свободы».

12 июня 19:30     «Социализм в животном мире»
КУПИТЬ БИЛЕТ

Сеанс представит автор программы «Социализм в животном мире» Сергей Огудов, киновед, кандидат филологических наук, главный специалист по исследовательской работе Госфильмофонда России.

«В песках средней Азии», СССР, 1942 г. реж. А. Згуриди
Животные, обитающие в барханах пустыни Кара-Кум, ведут борьбу за существование. Эфа нападает на появившегося из норы тушканчика, беркут атакует джейрана и удерживает в своих когтях, а в тростниковых зарослях дельты реки Амударьи съемочной группе удается увидеть туранского тигра.

«Опыты по оживлению организма», СССР, 1940 г., реж. Д. Яшин
В Институте экспериментальной физиологии и терапии проводятся опыты по оживлению животных методом искусственного кровообращения. При помощи автожектора происходит возвращение к жизни изолированных органов и головы собаки, а затем всего организма. Показано поведение трех оживших собак в Воронежском медицинском институте.

25 июня 19:30     «Послевоенное научно-популярное: пространство эстетической свободы»
КУПИТЬ БИЛЕТ

Сеанс представит автор программы «Послевоенный научно-популярное: пространство эстетической свободы» Семён Дымшиц, историк кино, магистрант Европейского университета.

«Лесная быль», СССР, 1949 г., реж. А. Згуриди
«Лесная быль» — своего рода социалистический бестиарий. Фильм наделяет животных добродетелями и пороками советского гражданина. Монтаж выстраивает разрозненную документальную съемку в связный повествовательный сюжет, поведение животных — в заранее прописанную антропоморфизированную историю. Один из кадров фильма воспроизводит картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», являя пример запоздалого «пикториализма».

«Как мы видим», СССР, 1947 г., реж. П. Шмидт
Зрение — одна из центральных проблем кинематографа как вида искусства, которая становилась предметом рефлексии во многих произведениях киноавангарда. Научно-популярные фильмы на «оптическую» тему давали режиссерам и сценаристам широкое пространство для формальных экспериментов. Яркий пример тому — фильм «Как мы видим». Он сочетает в себе сложные комбинированные съёмки и развернутые мультипликационные эпизоды — один из редких ранних примеров включения «игровой» мультипликации в научно-популярное повествование.