На круглом столе в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня», посвященном итогам работы Госфильмофонда России в 2019 году, научный сотрудник, киновед Евгений Марголит рассказал о последних наработках научного отдела Госфильмофонда.
«Мы можем со стопроцентной точностью сообщить количество коробок с пленками, хранящиеся в Госфильмофонде, – сказал на встрече с журналистами Евгений Марголит, – но на сегодняшний день мы не можем определить точно количество названий. Потому что, и это, наверное, самое замечательное в работе научного отдела и Госфильмофонда как авторитетного научного учреждения – это как раз то, что мы постоянно находим даже в самом нашем фонде какие-то новые кинодокументы. В основном, конечно, фрагменты. Еще и потому, что у нас многие названия, в основном зарубежного кино, не атрибутированы. Работа, подхваченная нашим новым научным сотрудником Андреем Икко по атрибутированию этих фрагментов, лежащих под общими названиями, продолжается. Уже количество атрибутированных фильмов достигло полутысячи. При том, что фонд постоянно пополняется, причем разными путями».
Так, например, сенсационная находка была сделана научными сотрудниками во французской синематеке, где было обнаружено 15 фильмов раннего русского кино, среди которых не сохранившиеся в архивах ГФФ картины Якова Протазанова и Евгения Бауэра – крупнейших мастеров начала XX века. Сейчас ведется работа по копированию и передачи картин в Госфильмофонд.
Архив Госфильмофонда в скором времени пополнится пятью недостающими картинами режиссера Киры Муратовой. Это ранние учебные работы, снятые во ВГИКе, и ее последняя работа «Вечное возвращение». Пополняется постепенно и коллекция кинематографа 1990-х годов. В том числе работы, которые громко заявили о себе, среди них фильмы Юсупа Разыкова, снятые в 90-е на «Узбекфильме».
«Весь этот год с невероятным триумфом идет по миру восстановленная версия великого фильма Фридриха Эрмлера «Обломок империи» 1929 года, – напомнил журналистам Евгений Марголит. – А сколько понадобилось труда! Начиная с того, что, как мы выяснили, копия, хранившаяся у нас – это версия принципиально неполная, это вариант, перемонтированный специального под деревенского зрителя. Эта практика в 20-е годы была широко распространена. И надо сказать, что целый ряд картин у нас хранится именно в этом варианте. Перебрав около десятка вариантов версий, хранящихся в разных архивах, по счастью мы обнаружили в нашем замечательном бумажном архиве (о нем не нужно забывать – это одно из наших главных сокровищ) монтажный лист. И по монтажному листу, сличая все эти версии, в разных архивах хранящиеся, удалось восстановить фильм в наиболее полном варианте, приближенном к тому, в котором он изначально вышел на экраны».
Отдельная тема научной работы сотрудников Госфильмофонда – реставрация и восстановление кинофильмов. По мнению Евгения Марголита, невзирая на то, что более совершенный способ хранения – оцифровка, все же нужно очень бережно относиться к пленке:
«Думаю, что все представляют себе кино 20-х годов как безусловно немое и черно-белое. Так вот, смею вас уверить, что кино, во-первых, было не безусловно немым, потому что без звукового сопровождения зритель представить его не мог. А самое главное – оно было как правило цветным. Разумеется, это был не тот цвет, к которому мы привыкли сегодня, но к каждому эпизоду была разработана в своем роде совершенная техника окраски каждого эпизода в те или иные тона. Например, дневные – сепия и желтые оттенки, эпизоды любовной страсти ли пожара – красный, а ночные (которые снимались днем) окрашивались в синий».
Как следствие – любые фрагменты на горючей пленке, считает Евгений Магролит, теперь на вес золота. Когда фильмы переводились на негорючую основу, их копировали с негатива. А цвет был – на позитиве, соответственно до зрителя он так и не доходил. При условии, когда первоначальная цветовая версия фильма пропала, даже срезки пленки могут сыграть большую роль в восстановлении первоначального замысла создателей картин. Одна из таких картин – знаменитый фильм 1927 года Григория Козинцева и Леонида Трауберга «С.В.Д.» (Союз Великого дела), поставленный по сценарию Юрия Тынянова о восстании декабристов Черниговского полка. В архиве Госфильмофонда негатив сохранился полностью. Но в других архивах есть куда менее полные версии, причем в одной из них научные сотрудники ГФФ обнаружили хэппи-энд, хотя оригинальная версия фильма была выпущена режиссерами с трагическим финалом. Это был хэппи-энд, специально доснятый для западного экрана.
«Крупнейшие архивы выпускают по 2–3 отреставрированных и восстановленных фильма в год, – отмечает Евгений Марголит. – Это максимум, на что они способны даже при сверхсовершенной технике, поскольку сложность покадрового восстановления очевидна, и один без другого архивы уже обходиться не могут. Все это делается в кооперации. И у нас появляются более тесные связи с иностранными архивами. И в планах по международному сотрудничеству у нас – восстановление в цвете не только фильма «С.В.Д.», но и «Генеральной линии» Сергея Эйзенштейна, где тоже один из кульминационных кусков был сделан в цвете, так же как и красный флаг в «Броненосце “Потемкин”».
В скором времени на сайте Госфильмофонда также будет возобновлен проект «Утраченные фильмы», получивший серьезный резонанс. Материалы вернутся на обновленную версию сайта и пополнятся новым контентом.