II Московский международный фестиваль архивных фильмов объявляет полную программу
02 Ноября 2022

Фестиваль архивных фильмов пройдет с 16 по 30 ноября на нескольких площадках одновременно: в кинотеатре «Иллюзион», кинозале Государственной Третьяковской галереи, кинотеатре «Пионер» и Музее кино.

На церемонии открытия в «Иллюзионе» будут представлены сразу две картины — отреставрированный фильм «Миражи» Петра Чардынина и лента «Танцовщица Шивы» Альбера Капеллани, которая являлась одной из наиболее разыскиваемых кинокартин мира и была обнаружена в архиве Госфильмофонда России.

В программу фестиваля вошли забытые и недооцененные современниками фильмы, малоизвестное научное и завораживающее зрелищное кино. Особое место в программе занимают показы архивных находок — лент, считавшихся прежде утраченными. Атрибутирование и восстановление утерянных фильмов является одной из главных задач Госфильмофонда России — организатора фестиваля.

Помимо основной программы «Реставрации и находки», пройдут авторские циклы, собранные ведущими искусствоведами Госфильмофонда РФ и всемирно известными историками кино.

Цикл киноведа и историка кино Наума Клеймана «Третья из трех. Проблемное кино, проблемная эпоха» представит фильмы, которые в свое время были названы «неудачными» или «ошибочными», несмотря на то, что их сняли крупнейшие режиссеры эпохи — С. Эйзенштейн, Г. Александров («Генеральная линия»), В. Пудовкин («Простой случай»), Б. Барнет («Ледолом»), Ю. Тарич («Капитанская дочка») и др.

В то же время авторская программа Евгения Марголита «Белые одежды. Врач на экране» раскроет многогранный образ врачебной профессии через фильмы минувшего столетия. «Бог он — или инженер?», — спорят герои полнометражного дебюта Ильи Авербаха «Степень риска».

География картин не ограничивается только советским пространством, поэтому путешествия, исследования и погружение в разные культуры и явления неожиданно становятся основным мотивом сразу нескольких циклов. Программа «Грёзы Запада: ориентализм в кино» демонстрирует влияние региона Восточной Африки на кинематографистов: на протяжении многих десятилетий он использовался в качестве декораций для съемок множества приключенческих фильмов. В числе фильмов — поэтическая работа «Бизерта» Кристиана Матра, (будущего оператора Ж. Ренуара, М. Офюльса, Л. Бунюэля и др.) запечатлевшая портовый город с одноименным названием в Тунисе.

Фильмы из программы «Карта Ветров» демонстрируют мощь природной стихии и бессилие человека. Однако герой из французского фильма-катастрофы «Конец Света» А. Ганса все же пытается предупредить человечество о катастрофе.

Тему путешествий, уже более явно, затрагивает программа «Киноэкспедиции: путешествие по континентам». Она посвящена фильмам-травелогам, где кинокамера не только фиксирует путь исследователей и землепроходцев, но и выступает полноправным действующим лицом. С ее помощью режиссеры изучают природу, культуру и обычаи разных народов — от жаркой Африки до непроходимой тайги.

Программа «Киностолица», в прошлом году представившая кинематографический образ Вены, в этом году сфокусирована на столице Армении — городе Ереван. В программу вошли фильмы ведущих мастеров бывшей Армянской ССР — Ф. Довлатяна, Г. Маляна, К. Геворкяна и др. — каждый из которых признается в любви к древнему, но постоянно меняющемуся городу. А программа «Кино Средней Азии», приуроченная к 100-летию СССР, заострит внимание на ярком этапе развития новаторского кинематографа среднеазиатских республик в 60-80-х.

В рамках цикла «Ленинградская студия документальных фильмов» состоится 6 тематических сеансов, каждый из которых отражает важный период, обращается к ключевой персоне или исследует проблематические ориентиры одной из самых свободных киностудий СССР — «Лендок».

Программа «Социализм в животном мире» также иллюстрирует различные формы борьбы за существование и предлагает ознакомиться со становлением советского научпопа о животных — фильмы «Опыты по оживлению организмов», «Мнимая смерть» и другие. Тему исследований продолжит программа «Послевоенное научно-популярное: Пространство эстетической свободы», на которой в том числе будет представлена экспериментальная работа Владимира Кобрина «Самоорганизации биологических систем».

Большая часть показов пройдет с пленки и будет сопровождаться обширной публичной программой: лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссерами и кураторами зарубежных архивов. К участию в публичной программе приглашены: Наум Клейман, Андрей Икко, Ирина Зубатенко, Сергей Огудов, Сёмен Дымшиц, Ирина Белых, Тамара Шведюк, Федерико Стриули, реставратор Аделя Хубутдинова, а также программный директор фестиваля Ольга Деревянкина.

Среди других ожидаемых событий фестиваля — «Архивные бои» в пространстве Powerhouse, где четверо специалистов Госфильмофонда вновь сойдутся на «научном ринге» в формате Science Slam.

БИЛЕТЫ И РАСПИСАНИЕ НА САЙТЕ ФЕСТИВАЛЯ.

ФОРМА АККРЕДИТАЦИИ.