Госфильмофонду России – 71 год!
07 Октября 2019

71 год назад (1948) был образован Государственный фонд кинофильмов РФ (Госфильмофонд). Он был создан постановлением Совета Министров СССР на базе Всесоюзного фильмохранилища, которое было учреждено в 1937 году. Сегодня коллекция Госфильмофонда насчитывает свыше 70 тысяч кинолент – от картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 году, до современных российских и зарубежных фильмов. Здесь также собраны около 450 тысяч единиц хранения, имеющие отношение к киноискусству: плакаты, фотографии, литературные сценарии, монтажные листы и многое другое. В 1997 году Госфильмофонд России вошел в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира.

О реставрационных работах, которые ведут научные сотрудники ГФФ в своем докладе на встрече с представителями киноархивов стран БРИКС в Бразилии рассказал Генеральный директор Госфильмофонда России Николай Малаков:

На протяжении всей своей истории Госфильмофонд осуществлял функцию по возвращении зрителю утраченных, частично или полностью, исторических кинолент.

Приведу ряд успешных примеров, когда практически утерянные киноленты нашим специалистам удалось восстановить практически из ничего.

Так в 1944 году в СССР был снят цветной фильм «Иван Никулин — русский матрос» (режиссер Игорь Савченко) с применением метода цветоделенного негатива, но это был разгар Великой Отечественной войны и в прокат по техническим причинам был выпущен черно-белый вариант. Эта технология изготовления цветных фильмов впоследствии в СССР не распространилась. Фильм был всем известен как черно-белый. В 1996 году Госфильмофонд, совместно с учеными кинофотолабораторий России, провел восстановление цветного фильма и показал его на своем фестивале Архивного кино в январе 1997 года. Массовый зритель впервые увидел этот фильм в цвете по телевидению в том же году. Хочу заметить, современному зрителю понравилась проделанная нами работа, и на киносеансах свободных мест не было.

Следует отметить, что наш опыт по реставрации такой технически сложной киноленты, позволяет с уверенностью сказать, что культура и наука неразделимый симбиоз.

Еще хотелось бы осветит пару примеров работы наших специалистов.

В сентябре 1958 года кинолента «Прощай, Америка!» созданная по мотивам книги Анабеллы Бюкар, была передана на хранение в Госфильмофонд и на протяжении многих лет не демонстрировалась широкой публике.

В 1995 году, в связи со столетием кинематографа Госфильмофондом было, принято решение совместно с киноконцерном «Мосфильм» о восстановлении картины. Сначала реставраторы хотели восстановить только для сохранности техническую архивную копию с минимальным комментарием, вводящим в курс дела в начале картины, и с пояснительными титрами между эпизодами, раскрывающими содержание неснятых сцен. Затем все же было принято решение создать из разрозненных фрагментов по возможности целостное произведение, сопроводив комментарием специалиста между частями. К этому моменту негатив картины был утрачен, восстанавливали ее с позитива. Звуковая дорожка сохранилась практически полностью, только в одном фрагменте ее обновили дубляжом современных актеров.

Итогом длительной и кропотливой работы стал показ киноленты «Прощай, Америка!» в январе 1996 года в одном из кинотеатров города Москве, затем с большим успехом ее премьера прошла в программе «Панорама» на Международном кинофестивале в Берлине.

Фильм «Первороссияне», режиссеры Александр Иванов и Евгений Шифферс снятый в 1967 году сохранился только на позитиве и в далеко не лучшем состоянии, на непопулярной пленке 70 мм.

Похожая история произошла и с первым советским игровым панорамным фильмом 1961 года «Опасные повороты» (режиссеры Юлий Кут и Калье Кийск). Фильм был снят на трех пленках в советской системе Кинопанорама известной за рубежом как Soviet Cinerama или Cinepanorama, производство проекторов к которой к середине 1960-х прекратилось, кинотеатры были реконструированы под другие проекционные системы, а прокатная судьба панорамных фильмов, не имевших 35 мм вариантов, прекратилась.

Создалась ситуация, в которой фильмы вроде бы существуют и, одновременно, его нет.

К счастью, появились новые цифровые технологии, с помощью которых удалось сканировать имеющиеся материалы фильмов в HD-формат. Качество изображения получилось великолепным и фильмы приобрели новую жизнь.

«Обломок Империи» (1929, Ф. Эрмлер)

Ну и последнее, наша особенная гордость – это возвращение зрителю первоначального варианта фильма 1929 года «Обломок Империи» Фридриха Эрмлера.

Работа по его восстановлению проводилась на международном уровне, совместно с совместно с архивистами Швейцарии, Нидерландов, США и России.

В завершении хотелось бы отметить, что коллекция Госфильмофонда постоянно растет и в настоящее время составляет более 70 тысяч названий фильмов на пленке и на цифровых носителях. Госфильмофонд собирает все фильмы, выходящие прокат в России, руководствуясь когда-то произнесенной фразой одного из зачинателей международного киноархивного движения Анри Ланглуа «Все фильмы рождаются равными и свободными».