УХОД ВЕЛИКОГО СТАРЦА

О фильме
Драма жанр
1912 год
Протазанов Яков; Тиман Елизавета режиссер
ШАТЕРНИКОВ ВЛАДИМИР (Лев Толстой); ПЕТРОВА ОЛЬГА (Софья Андреевна); ТАМАРОВ МИХАИЛ (Владимир Чертков); ТИМАН ЕЛИЗАВЕТА (Александра Львовна). в ролях
Описание

Последний период жизни Толстого представлен в следующих кадрах-сценах: 1. Толстой и его ближайший сподвижник Чертков гуляют по парку. 2. Крестьяне приходят в дом Толстого с просьбой уступить им землю. 3. Об этом докладывают жене Толстого Софье Андреевне и та требует прогнать их прочь. 4. Расстроенный грубым отказом жены,Толстой выходит к крестьянам и объясняет им,что вся земля принадлежит Софье Андреевне. 5. Толстой тайно от жены составляет завещание и передает Черткову свое последнее литературное произведение. 6. Толстой разрешает бедной вдове собирать хворост в своем лесу. 7. Горцы,нанятые его женой,хватают бедную женщину и приводят на расправу в дом Толстого. 8. После этого случая Толстой впадает в мрачное состояние духа. 9. Покушение Толстого на самоубийство(он пытается повеситься). 10. Чтобы освободиться от страданий и от суеты жизни,Толстой решает покинуть Ясную Поляну. 11. Он пишет прощальную записку жене и уезжает из имения. 12. Софья Андреевна,узнав о случившемся, симулирует попытку самоубийства: она бежит к пруду и делает вид,что хочет утопиться, но ее спасают. 13.Толстой приезжает в Шевардинский монастырь к своей сестре Марии Николаевне, монахине, и исповедуется перед ней. В сцену входят кадры из прошлой жизни Толстого,данные наплывом(Толстой пасет коров). 14. 31 октября 1910 года заболевший Толстой находит приют на станции Астапово,поселившись в доме ее начальника. 15. Через несколько дней Толстой умирает от воспаления легких. 16. Документальный кадр:Толстой на смертном одре(два плана: средний и средне-крупный). 17. Аллегорический кадр:на фоне мрачного неба появляются огромные фигуры Толстого и Иисуса Христа. Между ними происходит диалог-спор. После диалога фигуры исчезают. Картина в целом снята в архаическом,лубочном стиле.После каждого титра следует иллюстрирующая его безмонтажная сцена,снятая обще-средним планом.Этому стилю не противоречит ряд интересных с точки зрения киноязыка сцен: 1. Сцена в монастыре сделана почти монтажно с помощью наплывов. а)Толстой разговаривает с сестрой в комнате. б)Между ними появляется изображение Толстого,пасущего коров. в)Сидящие исчезают и остается один Толстой,пасущий коров. г)Возникает кадр «б». д)Возвращение к кадру «а». 2. Станция снята сверху общим планом.Несколько кадров. 3. Использование аллегорического языка в последнем кадре