ДМИТРИЕВ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ

«Киноархив — это дракон, охраняющий наши сокровища», — говорил Жан Кокто. Для Госфильмофонда Владимир Юрьевич Дмитриев был тем самым драконом, собирающим и тщательно охраняющим бесценную коллекцию. Себя же Дмитриев считал «чернорабочим от культуры». Именно так он сказал в Кремле на получении Государственной премии.

В 1962 году Дмитриев с отличием закончил киноведческий факультет ВГИКа и был направлен по распределению на работу в Госфильмофонд. Начинал как младший научный сотрудник, но спустя два года уже возглавил Отдел научной обработки иностранного фонда. И сразу стал человеком, с которым хотели водить дружбу не только исследователи кино, но и крупные режиссеры того времени, ведь именно от него зависело, будет ли доступен к просмотру в кинозале Госфильмофонда тот или иной фильм.

Сейчас практически все можно найти в интернете. А пятьдесят лет назад свободный доступ к фильмам был только у сотрудников научного отдела Госфильмофонда. Лишь иногда приезжали крупные режиссеры за вдохновением, или чиновники и партийные деятели за развлечением. И именно Владимир Юрьевич давал разрешение на просмотр и мог посоветовать интересные новинки.

Дмитриев проработал в Госфильмофонде пятьдесят один год. Одной из его задач было пополнение коллекции зарубежных картин по линии обмена. За это время общее количество фильмов в архиве увеличилась с двадцати пяти тысяч наименований до шестидесяти пяти. Росли и крепли международные связи Госфильмофонда. К числу организаций, с которыми он сотрудничал (киноархивы Австрии, Канады, Бельгии, Голландии, Дании), примкнули киноархивы Колумбии, Уругвая, Австралии, Италии.

В конце 1960-х Дмитриев успешно провел сложные переговоры с Музеем современного кино США, в результате чего удалось получить в порядке обмена материал незаконченного фильма С. М. Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!», из которого позже Григорий Александров смонтировал свой вариант фильма.

Кроме того, под руководством Владимира Юрьевича были восстановлены фильмы «СВД» Г. Козинцева и Л. Трауберга, а также шестнадцать дореволюционных фильмов, в том числе «Портрет» и «Калиостро» В. Старевича, «Сатана ликующий» Я. Протазанова, «Обрыв» П. Чардынина, а также «Асфальт» Джоэ Мая.

Дмитриев отрицал селекцию в пополнении киноколлекции и считал, что нет ничего более опасного, чем руководствоваться вкусовыми пристрастиями, политической целесообразностью, коммерческим успехом или даже высокими художественными качествами фильма. Часто вспоминал и о том, что именно благодаря селекции было утрачено до восьмидесяти процентов всех немых лент и до пятидесяти процентов картин, вышедших до 1950-х гг. По его мнению, все произведения, созданные профессиональным кинематографом, должны быть сохранены для будущих поколений.

Владимир Юрьевич никогда не отвергал технический прогресс, понимая, что будущее за цифровыми технологиями, но предпочтение все же отдавал кинопленке, поскольку только она может передать волшебную ауру кинопроизведения.

На протяжении пятнадцати лет Дмитриев был художественным руководителем фестиваля архивного кино «Белые Столбы». Ежегодно на фестиваль приезжали киноведы, историки кино, кинокритики. Программы фестиваля часто перекликались с актуальной повесткой дня, а старые архивные фильмы словно получали новую жизнь.

Он часто шутил: «Вначале Господь создал синематеки, а потом все остальное». Госфильмофонд для Владимира Юрьевича был домом, а коллеги — семьей. Кажется, что до сих пор в коридорах киноархива слышны его шаркающие шаги. Ведь драконы не оставляют свои сокровища ни при каких обстоятельствах.

ФОТОХРОНИКА

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ АРХИВ