День кино в «Иллюзионе»
27 Августа 2019

Госфильмофонд России представил новую аудиовизуальную программу: немые черно-белые фильмы в сопровождении живых музыкальных инструментов – саксофона, флейты, арфы, фортепианного дуэта, струнных квартетов, джазового и симфонического оркестров, хора.

В День российского кино, 27 августа 2019 года, в пространстве современной визуальной культуры – в отреставрированном и модернизированном кинотеатре «Иллюзион» – Госфильмофонд России представил масштабную праздничную аудиовизуальную программу. В рамках киномарафона, который длился 20 часов 30 минут, немые черно-белые российские фильмы 1910-х–1930-х годов сопровождались живыми музыкальными инструментами и элементами светового перформанса. Проект, представленный в кинотеатре «Иллюзион» в День кино, был разработан как специальная программа по популяризации архивного кинематографа.

Генеральный директор Госфильмофонда Николай Алексеевич Малаков: «Как вы знаете, большинство немых фильмов озвучивали таперы, которые играли на пианино. Но мы пошли дальше и решили сделать то, чего еще не было: мы пригласили самые разные музыкальные коллективы и исполнителей, чтобы дать возможность поколению, отвыкшему от эстетики немого кино, посмотреть одни из наших лучших лент в необычном формате. Мы надеемся, что этот формат станет популярным не только в Москве, и Госфильмофонд сможет показать эту и другие свои программы в любом заинтересованном кинотеатре России для зрителя, который любит российский кинематограф, хочет знать больше о его истории».

В специальную программу вошли сразу 25 документальных и художественных фильмов, самый ранний из которых датирован 1912 годом, а самый поздний – 1939-м. 13 из них сопровождались живой музыкой. В цикле «Немое кино в сопровождении музыки и света» публике предложили подборку уникальных лент, большинство из них стали первыми в своем жанре: первый экранизированный в дореволюционной России комикс «Рокамболь» Владислава Ленчевского (1917), один из самых первых кукольных мультфильмов в мире – «Месть кинематографического оператора» (1912) Владислава Старевича, первый в истории мирового кинематографа фильм в жанре бекграунда актеров кино – «Кулисы экрана» (1917). За звуковое оформление каждой ленты из архива Госфильмофонда и создание особой атмосферы отвечали саксофон, дуэт флейты и арфы, струнный квартет.

Одна из первых российских эксцентрических комедий «Процесс о трёх миллионах» (1926) Якова Протазанова и немой киношедевр советского авангарда Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Новый Вавилон» (1929) прошли под музыку оркестров – джазового «Moscow Trad Jazz Band» и симфонического «New Classic Band». А легендарный фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» сопровождала специальная камерная программа хора «Logos» под руководством дирижера Алексея Покровского.

В ретроспективе режиссера Дзиги Вертова свои «голоса» получили один из первых мультипликационных фильмов студии Госкино «Советские игрушки» (1924 года) и неигровой фильм «Кино-глаз», снятый режиссёром вместе с оператором Михаилом Кауфманом в том же 1924 году – экспериментальная картина, в которой были заложены принципы вертовской кинодокументалистики. Сеансы прошли под импровизации струнного квартета и саксофониста Павла Дея, выпускника Военно-музыкального училища им. генерал-лейтенанта В. М. Халилова, артиста оркестра Московского губернского драматического театра С. Безрукова.

Уникальный архивный фильм «Стеклянный глаз» 1928 года, снятый музой Владимира Маяковского Лелей Брик и Виталием Жемчужным, протест против штампов игрового кино, основанный на противопоставлении документальной и художественной кинематографии, сопровождался выступлением актрисы Юлии Пилипович с вокальными соло и фрагментами стихов под фортепианную музыку.

И, наконец, один из знаковых фильмов советской фантастики фильм «Аэлита», в создании которого приняли участие знаменитые художницы по костюмам Александра Экстер и Надежда Ламанова, был показан под импровизации фортепианного дуэта выпускников Московской государственной консерватории Максима Маркова и Игоря Свиридова («TWINS Piano Duo» – «Lunapark»).