«Цвет Pathé Frères»

Французская киностудия Pathé Frères была основана в 1896 году. Студия с самого начала сделала ставку на цвет и в начале 1900-х сотрудники начали проводить опыты в области цветной кинематографии. Инновационный способ нанесения цвета «Патеколор» (Pathe-color) заключался в том, что второй экземпляр фильма использовался в качестве трафарета. Рабочие-специалисты разрезали с помощью тонких резцов часть кадра, предназначенную для окраски. Таким образом делали трафареты для красного, синего, желтого, зеленого и других цветов. Результат был лучше, чем при окраске ручным способом.

К созданию собственного узнаваемого бренда «Патеколор» приложил руку талантливый режиссер, оператор и кинотехник Сегундо де Шомон, о котором мы уже писали в проекте «Медиатор» (ссылка!), путешествуя по архивам Фильмотеки Каталонии. Теперь посмотрим какие артефакты, отмеченные экспериментами с цветом, хранятся в Национальном музее кино в Турине.

1. Боль наказания / La peine du talion
1906 год, 5 мин.
Режиссер: Гастон Вель
Исследователь занимается в лесу поимкой и изучением бабочек. Неожиданно бабочки превращаются в девушек и собираются наказать ученого за убитых соплеменниц. Фильм отличает тонкое чувство юмора и сцены с бабочками под увеличительным стеклом, под которое в наказание помещают и самого исследователя. Этот фильм — не только яркий пример экспериментов Pathé Frères с цветом, но и типичный представитель развлекательного кино начала века.
Искусствоведы музея рекомендуют к фильму музыкальную композицию Raider, которую исполняют Judy Henske & Jerry Yester.

2. Красное привидение / Le spectre rouge
1907 год, 5 мин. 48 сек.
Режиссер: Сегундо де Шомон
В таинственной пещере красный призрак устраивает для зрителей дьявольское шоу. Это сатанинское танго будет продолжаться до тех пор, пока одна из ассистенток призрака не переиграет его по части магии. Безумный ритм, монтажные трюки и спецэффекты, потрясающий цвет и тонкое чувство юмора — вот отличительные черты этого фильма, скрупулезно и аккуратно сделанного Сегундо де Шомоном.

3. Вперед и с песней / En avant la musique
1907 год, 3 мин. 37 сек.
Режиссер: Сегундо де Шомон
Дирижер оркестра выполняет всевозможные фокусы, заставляя музыкантов появляться в нотной партитуре, ходить по дирижерской палочке и тому подобное. Этот фильм является частью «кино аттракционов», преемника популярных шоу конца XIX века. Помимо простого повествования, фильм стремится поразить и удивить публику серией визуальных трюков и цветовых решений, в чем Сегундо де Шомон, как мы уже знаем, вполне преуспел.
Искусствоведы музея рекомендуют к фильму музыкальную композицию All Together Now группы The Beatles.

4. Спящая красавица / La belle au bois dormant
1908 год, 14 мин.
Режиссеры: Альбер Капеллани, Люсьен Нонге
Старая колдунья, которую забыли пригласить на крестины новорожденной принцессы, произносит зловещее пророчество: если принцесса уколет палец о веретено, она уснет на сто долгих лет. Работа с цветом добавляет в этот фильм даже больше магии, чем трюки феи и колдуньи. Обратите внимание на режиссерскую метафору: время — это паутина.

5. По всему миру — Пиренеи / Attraverso il mondo — I Pirenei
1922 год, 3 мин. 9 сек.
Производство: Pathé Frères
Чтобы проследить эволюцию трафаретного окрашивания студии Pathé Frères, перенесемся в начало 1920-х годов. Мы видим эпизод из серии коротких французских фильмов, посвященных живописным местам по всему миру, в котором показаны Пиренеи. Потрясающая работа колориста раскрывает красоту пейзажей и традиционных костюмов. Каждый цвет был нанесен на пленку через сложную трафаретную систему — просто ювелирная работа.
Искусствоведы музея рекомендуют к фильму музыкальную композицию Variations on Easter исполнителя Robbie Basho.