О фонде

Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации
(Госфильмофонд России)

Госфильмофонд России — основной архив кинофильмов Российской Федерации, член Международной федерации киноархивов (FIAF)

Является государственным учреждением культуры — хранителем коллекции фильмов и других киноматериалов, осуществляющим собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительную, научно-исследовательскую, методическую и информационную деятельность в сфере кинематографии.

Госфильмофонд сегодня — это уникальный многофункциональный комплекс, играющий важную роль в развитии и популяризации российского кино.

Коллекция Госфильмофонда

В коллекции более 70 тысяч наименований фильмов — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 году, до современных российских и зарубежных произведений кинематографа.

По состоянию на 01.12.2018 года количество находящихся на хранении фильмовых материалов составляет:

  • На киноплёнке – 1 020 530 единиц хранения
  • На цифровых носителях - 37 269 единиц хранения
  • На бумажных носителях - 467 692 единиц хранения

В 1997 году Госфильмофонд России был помещен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира.

Деятельность

Задача Госфильмофонда — регистрация кинокартин, проверка их качества, сохранение. В архивах фонда хранятся эталонные копии отечественных фильмов, с которых снимаются прокатные копии.

В Госфильмофонде производится восстановление и печать кинофильмов, издаются справочники по истории российского и зарубежного кино.

Госфильмофонд рекомендует и отбирает фильмотечный материал для киностудий, телевидения, музеев и других организаций.

Госфильмофонд осуществляет обмен фильмов с государствами, входящими в FIAF.

Участие в культурной жизни России

Госфильмофонд регулярно выступает партнёром различных кинофестивалей, проходящих в России

С 1997 года Госфильмофонд проводит кинофестиваль «Белые столбы». Фестиваль проходит каждый год.

Основной задачей фестиваля является показ фильмов из государственной коллекции Российской Федерации. На фестивале также показывают новинки монтажного кино, созданные на основе коллекции Госфильмофонда, фильмы, с использованием киноматериалов из частных коллекций и зарубежных национальных киноархивов.

История

Организация всесоюзной фильмотеки

Идея создания национального киноархива активно обсуждалась кинематографистами еще в 1920‑е годы. Основу Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов, спасенная в 1932 году от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым. Это была коллекция немых фильмов, которая усилиями Комарова была перевезена в Государственный техникум кинематографии (ГТК), составив не только собственную фильмотеку Института кинематографии, но в дальнейшем - и Госфильмофонда.

В 1933 году Совет Народных комиссаров принял Положение о создании Главного управления кино‑фотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР, одной из задач которого определялась "организация всесоюзной фильмотеки (хранилища контрольных экземпляров всех выходящих в СССР кинокартин) и фототеки (хранилища контрольных экземпляров фотонегативов)".

2 октября 1935 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект Постановления о кино‑негативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кино‑фотопромышленности (ГУФК) "построить в 1936 году центральное хранилище негативов в Москве…"

Поначалу речь шла о возведении корпуса фильмохранилища на территории киностудии "Мосфильм", однако затем строительство фильмохранилища было перенесено в подмосковный поселок Белые Столбы. Строительство было начато в 1937 году.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Всесоюзное фильмохранилище было эвакуировано в Поволжье и за Урал ‑ в Казань, Свердловск и Новосибирск. И лишь начиная с 1944 года киноматериалы стали возвращаться обратно в подмосковные Белые Столбы

Создание Госфильмофонда

После войны хранилище пополнилось большим количеством трофейной кинопродукции. Оно уже не соответствовало реальным требованиям ни в части хранения кинораритетов, ни в том, что касалось научной их обработки.

28 сентября 1948 года Комиссия государственного контроля СССР, проверявшая работу фильмохранилища, приняла решение о необходимости его реорганизации во Всесоюзный государственный фильмофонд.

4 октября 1948 года вышло Постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд).

В 1957 году Госфильмофонд стал членом Международной Федерации киноархивов (ФИАФ). Однако еще в 1946 году на Конгрессе ФИАФ в Париже было решено признать СССР в лице Госфильмофонда, государственного киноархива страны, членом‑учредителем Федерации. Директор архива Виктор Привато, возглавлявший Госфильмофонд с 1946 года, был единогласно избран вице‑президентом ФИАФ.

При активном участии Госфильмофонда в 1964 и в 1973 годах в Москве прошли ХХ и ХХIХ Конгрессы ФИАФ.

С конца 1950 года Госфильмофонд начал вести активную международную деятельность, осуществляя обмен фильмами, кинопрограммами для показа в архивных кинотеатрах, научной и технической документацией. Архив Госфильмофонда связан со 100 архивами из 70 стран.

18 марта 1966 года специально для показа картин из фонда в одной из знаменитых сталинских высоток был открыт профильный кинотеатр «Иллюзион». Фильмом-премьерой стала картина «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. Сегодня кинотеатр является флагманской площадкой Госфильмофонда России с программами как архивного кино, так и показами лент современных авторов.

В 1992 году Госфильмофонд СССР был переименован в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.

В 1993 году указом президента РФ Госфильмофонд России был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 1998 году Госфильмофонд стал членом Ассоциации синематек Европы, которую патронирует Совет Европы. В том же году он был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших в мире киноархивов.

1997 года Госфильмофонд регулярно проводит Фестиваль архивного кино "Белые Столбы".

Архивная продукция Госфильмофонда России была удостоена международного признания на зарубежном киносмотре. В июле 2003 года на II Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо (Италия) еще не завершенный цикл из первых 9‑ти фильмов "Сентиментальный романс‑2000" получил специальную премию "За филологическую насыщенность и способность воссоздать магию кино, которого больше нет". Это цикл короткометражных монтажных фильмов, который подготовил Госфильмофонд к 100‑летию премьеры первого русского игрового фильма Стенька Разин (Понизовая вольница, 1908).