О фонде

Государственный фонд кинофильмов
Российской Федерации
(Госфильмофонд России)

Госфильмофонд России

Госфильмофонд России — основной архив кинофильмов Российской Федерации, член Международной федерации киноархивов (FIAF)

Является государственным учреждением культуры — хранителем коллекции фильмов и других киноматериалов, осуществляющим собирательскую, творческо-производственную, культурно-просветительную, научно-исследовательскую, методическую и информационную деятельность в сфере кинематографии.

Госфильмофонд сегодня — это уникальный многофункциональный комплекс, играющий важную роль в развитии и популяризации российского кино.

Коллекция Госфильмофонда

В коллекции более 70 тысяч наименований фильмов — от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 году, до современных российских и зарубежных произведений кинематографа.

По состоянию на 01.12.2018 года количество находящихся на хранении фильмовых материалов составляет:

  • На киноплёнке – 1 020 530 единиц хранения
  • На цифровых носителях - 37 269 единиц хранения
  • На бумажных носителях - 467 692 единиц хранения

В 1997 году Госфильмофонд России был помещен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших киноархивов мира.

Госфильмофонд в цифрах:

КИНОМАТЕРИАЛЫ
ГОСФИЛЬМОФОНДА

19

Фильмохранилищ
для киноплёнки вместимостью

1 271 000

роликов

1 022 020

По состоянию на 01.01.2019 г. на постоянном хранении

Отечественный фонд:

553 332

Зарубежный фонд:

468 688

Материалы в хранилищах: художественные, мультипликационные, хроникальные, короткометражные, научно-популярные, документальные.

35мм

1 015 974

70мм

6046

3

Помещения для хранения фотографий, плакатов, монтажных листов, цифровых и аналоговых носителей информации.

Цифровые и аналоговые
носители информации:

39 974  Ед.

Аудио (DTRS/DARS, CD-R, DVD-звук, HL-8)
Видео (BETAKAM DIGITAL, DVD-видео,
жесткие диски, картриджи LTO)

Архив бумажных
документов:

468 533  Ед.

Монтажные листы, фотографии,
плакаты, афиши, листовки, сценарии,
слайды, буклеты и т.д.

В архивах хранятся эталонные копии отечественных фильмов, с которых снимаются прокатные копии.
В Госфильмофонде производится восстановление и печать кинофильмов, издаются справочники по истории российского и зарубежного кино.
Организация рекомендует и отбирает фильмотечный материал для киностудий, телевидения, музеев и других организаций.
Госфильмофонд осуществляет обмен фильмов с государствами, входящими в FIAF.

История

Организация всесоюзной фильмотеки

Идея создания национального киноархива активно обсуждалась кинематографистами еще в 1920‑е годы. Основу Госфильмофонда составила уникальная коллекция старых фильмов, спасенная в 1932 году от уничтожения историком кино Сергеем Комаровым. Это была коллекция немых фильмов, которая усилиями Комарова была перевезена в Государственный техникум кинематографии (ГТК), составив не только собственную фильмотеку Института кинематографии, но в дальнейшем - и Госфильмофонда.

В 1933 году Совет Народных комиссаров принял Положение о создании Главного управления кино‑фотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР, одной из задач которого определялась "организация всесоюзной фильмотеки (хранилища контрольных экземпляров всех выходящих в СССР кинокартин) и фототеки (хранилища контрольных экземпляров фотонегативов)".

2 октября 1935 года Оргбюро ЦК ВКП(б) приняло проект Постановления о кино‑негативном фонде, в котором отмечалось крайне неудовлетворительное его состояние и фактически бесхозное хранение картин на кинофабриках и предлагалось Главному управлению кино‑фотопромышленности (ГУФК) "построить в 1936 году центральное хранилище негативов в Москве…"

Поначалу речь шла о возведении корпуса фильмохранилища на территории киностудии "Мосфильм", однако затем строительство фильмохранилища было перенесено в подмосковный поселок Белые Столбы. Строительство было начато в 1937 году.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Всесоюзное фильмохранилище было эвакуировано в Поволжье и за Урал ‑ в Казань, Свердловск и Новосибирск. И лишь начиная с 1944 года киноматериалы стали возвращаться обратно в подмосковные Белые Столбы

Создание Госфильмофонда

После войны хранилище пополнилось большим количеством трофейной кинопродукции. Оно уже не соответствовало реальным требованиям ни в части хранения кинораритетов, ни в том, что касалось научной их обработки.

28 сентября 1948 года Комиссия государственного контроля СССР, проверявшая работу фильмохранилища, приняла решение о необходимости его реорганизации во Всесоюзный государственный фильмофонд.

4 октября 1948 года вышло Постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд).

В 1957 году Госфильмофонд стал членом Международной Федерации киноархивов (ФИАФ). Однако еще в 1946 году на Конгрессе ФИАФ в Париже было решено признать СССР в лице Госфильмофонда, государственного киноархива страны, членом‑учредителем Федерации. Директор архива Виктор Привато, возглавлявший Госфильмофонд с 1946 года, был единогласно избран вице‑президентом ФИАФ.

При активном участии Госфильмофонда в 1964 и в 1973 годах в Москве прошли ХХ и ХХIХ Конгрессы ФИАФ.

С конца 1950 года Госфильмофонд начал вести активную международную деятельность, осуществляя обмен фильмами, кинопрограммами для показа в архивных кинотеатрах, научной и технической документацией. Архив Госфильмофонда связан со 100 архивами из 70 стран.

18 марта 1966 года специально для показа картин из фонда в одной из знаменитых сталинских высоток был открыт профильный кинотеатр «Иллюзион». Фильмом-премьерой стала картина «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. Сегодня кинотеатр является флагманской площадкой Госфильмофонда России с программами как архивного кино, так и показами лент современных авторов.

В 1992 году Госфильмофонд СССР был переименован в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации.

В 1993 году указом президента РФ Госфильмофонд России был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 1998 году Госфильмофонд стал членом Ассоциации синематек Европы, которую патронирует Совет Европы. В том же году он был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из трех крупнейших в мире киноархивов.

1997 года Госфильмофонд регулярно проводит Фестиваль архивного кино "Белые Столбы".

Архивная продукция Госфильмофонда России была удостоена международного признания на зарубежном киносмотре. В июле 2003 года на II Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо (Италия) еще не завершенный цикл из первых 9‑ти фильмов "Сентиментальный романс‑2000" получил специальную премию "За филологическую насыщенность и способность воссоздать магию кино, которого больше нет". Это цикл короткометражных монтажных фильмов, который подготовил Госфильмофонд к 100‑летию премьеры первого русского игрового фильма Стенька Разин (Понизовая вольница, 1908).