ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Человек-кинотеатр

Директор Госфильмофонда России Николай Бородачев привозит в гости к землякам звезд отечественного экрана

На прошлой неделе уроженец Ельниковского района Николай Бородачев преподнес землякам сногсшибательный подарок. Ельниковцы смогли воочию увидеть и поговорить с любимым актером, знаменитым «Афоней», «Копченым» и «Милославским» — Леонидом Куравлевым. Кроме того, Николай Михайлович презентовал в Ельниках фильм «Сын Мордовии», повествующий о жизни Николая Меркушкина. Такое внимание к небольшому сельскому району не случайно. Директор Госфильмофонда Николай Бородачев уехал из родных Пошат несколько десятилетий назад, но никогда не забывал земляков.

Досье

Бородачев Николай Михайлович — Генеральный директор Государственного фонда кинофильмов (Госфильмофонда) РФ с ноября 2001 г. Родился 22 июня 1948 г. в д. Октябрь Ельниковского района Мордовской АССР. Окончил Ленинградский институт киноинженеров и Душанбинский педагогический институт им. Шевченко. Работал заместителем министра культуры Республики Таджикистан. С 1995 г. директор московского кинотеатра “Иллюзион”. Женат, имеет сына и дочь.

Этот человек родился в скорбный день – 22 июня. Более того, на дворе стоял 1948-й год, и страна, которая еще долгое время будет восстанавливать хозяйство и оплакивать павших воинов, очень остро переживала каждую годовщину начала Великой Отечественной. Так что первые дни рождения Николаю пришлось встречать весьма в скорбной атмосфере.

…Обычная крестьянская семья, где дети с малых лет привыкают к труду. Школа за несколько километров от дома, дорога засветло в осенне-весеннюю непролазную грязь, либо в зимнюю вьюгу.

— Я в детстве хорошо понял – хочешь чего-то достичь, нужно учиться, развиваться и работать, — вспоминает Николай Михайлович. 

Николай учится в училищах Кочкурова и Темникова, получает дипломы с отличием и устраивается работать в кинотеатр «Октябрь» (кто не помнит – находилось это легендарное заведение на Советской площади в Саранске) киномехаником. Здесь талантливого и работящего парня замечают и направляют на учебу в Ленинградский институт киноинженеров. Так что своей карьерой Бородачев обязан именно работе в Саранске.

А дальше была трудная и интересная работа в Таджикистане, где Николай Михайлович дослужился до поста заместителя министра культуры. Курировал он, естественно, кинематограф.

После развала СССР Бородачев возвращается в Россию. В Москве ему предстоит весьма символическая миссия. Николая Михайловича назначают директором кинотеатра «Иллюзион» — культовое место киноманов, которое даже в советские времена умудрялось оставаться вне политики и пропаганды. А в 90-е годы он остался в стороне от коммерции… «Иллюзион» и по сей день остается убежищем интеллектуалов, составляя свой репертуар из шедевров мирового кинематографа, либо малоизвестных концептуальных и артхаусных фильмов. Во многом страшные времена этот островок пережил именно благодаря Бородачеву…

— Николай Михайлович, как вообще пришла в голову мысль устроить большой кинопраздник в Ельниках?

— Ельники – это моя малая родина, о которой я никогда не забываю. Где бы я ни жил, в Душанбе или в Москве, я не переставал думать о ельниковской стороне. Фильм «Сын мордовского народа», снятый к юбилею Николая Меркушкина, демонстрировался вначале в Саранске. Когда встал вопрос о том, какой район будет следующим, я решил, что неплохо было бы осуществить показ у себя. Глава района Татьяна Гавриловна Гулькина этому очень способствовала.

— А с Николаем Меркушкиным Вы тесно общались?

— Нет. Можно сказать, что просто знали друг о друге, я внимательно следил за его успехами, радовался им.

— А ведь Ельники – это отнюдь не единственная «глубинка», которую балуете большим кино…

— Да, действительно, мы стараемся сделать по-настоящему большое, качественное кино доступным всей России. К примеру, в нашем «Иллюзионе» традиционны фестивали, такие как, например, фестиваль архивного кино «Белые столбы». Так вот – после него мы всегда организуем так называемое «Эхо фестиваля» — везем программу в регионы.

— А сколько вообще вмещает в себя коллекция Госфильмофонда?

— Например, о войне у нас 752 фильма. Всего мы храним около 70 тысяч наименований. А роликов около миллиона. Условная единица хранения – ролики. По времени это лет 10-15 в режиме он-лайн показов. И наша главная задача – делиться этим кино со зрителями. Это же преступление – скрывать такие фильмы, не показывать их. Мы делаем копии с оригиналов и отдаем их в работу. Ни один фестиваль в нашей стране не обходится без Госфильмофонда. Тематические показы и ретроспективы, которые проходят за рубежом, базируются у нас. Работа идет полным ходом. За рубежом нас знают больше. Их интерес плюс наша отзывчивость – за рубежом обожают наши ретроспективы.

— Печально. Ну а СМИ вашу работу широко освещают?

— Да ну о чем вы говорите! Вот пример: вспоминаю конец 2010 года, средства массовой информации подводят итоги, вспоминают ошибки, взрывы… Но никто, кроме телеканала «Звезда», не вспомнил о праздновании 65-летия Победы. Ну а если сама победа не интересна, как могут быть интересны фильмы о ней?

— Если бы Вам предложили разработать, скажем, видеоучебник для молодежи? Согласились бы?

— А почему бы нет? Если работать с Министерством образования, это интересно и приемлемо. Можно внедрять в школы. Значимость кино велика. Это старая истина.

— А какова вообще ситуация в области детско-юношеской кинематографии?

— Есть очень хороший пример – как работает Грамматиков. В «Орленке» он проводит кинофестивали. Ездит в течение года по периферии и выискивает таланты. Потом в каждом регионе находит фильм, созданный ребенком 12-15 лет. Я присутствовал на таких показах — это горячие споры! Целая лаборатория. Он – новатор, делает свое дело.

Или вот мы выпускаем подарочные наборы мультфильмов, они востребованы, их ищут…

В документальном кино – кризис, нет хороших режиссеров, сценаристов. Последний Совет кинематографистов показал, что нет вопросов в кино, которые бы не волновали. Их нужно поднимать и решать. А людям давать возможность реализовывать свой потенциал и выращивать свою плеяду специалистов. Видеть людей, доверять им. Это временная проблема, на самом деле.

— Скажите, какое кино Вы любите? 

— Обожаю «Тихий Дон», «Унесенные ветром». Многими я просто восхищаюсь как произведениями искусства. «Крестный отец», например. Смотрю я кино по долгу службы, слежу за рецензиями в прессе. Чаще смотрю отечественное современное кино, чтобы была возможность сравнить. Я знаю все тонкости производства. И заранее могу предположить успех или неудачу фильма. В последнее время производство кино стало бизнесом, в котором исключен элемент творчества.

— Но ведь снимаются же в современной России хорошие фильмы…

— Да, безусловно, могу назвать, к примеру, фильм Попогребского «Как я провел этим летом». Или «Край» Алексея Учителя. Вторая лента – это масштабный фильм, с огромным творческим потенциалом, а это важно.  Я верю в наш кинематограф, в нашу культуру. Так и мы планируем продолжить нашу работу и  показывать наше кино.

П. Семенов.