ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

91 год назад в Москве состоялась премьера фильма «Броненосец Потёмкин»

 

«Броненосец „Потёмкин“» — немой исторический худ. фильм, снятый реж. Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

К 20-летию первой рус. революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвященных революционным событиям 1905 . Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

По первоначальному сценарию фильм должен осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905: рус.-яп. войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съемки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Сергей Михайлович начал со съемок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съемкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом реж. поставлен в жесткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, хотя сценарий утвержден лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Эйзенштейн принимает решение отказаться от первоначального сценария и ограничиться лишь одним из его эпизодов — восстанием на броненосце «Потемкин», кот в обширном сценарии Агаджановой занимал всего несколько страниц (41 кадр). Эйзенштейн совместно с Григорием Александровым существенно перерабатывает и расширяет сценарий. Кроме того, в ходе работы в картину вносились эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с кот. начинается фильм. В результате содержание оказалось очень далеким от первоначального сценария Агаджановой.

Кинолента снята в Одессе, кот тогда являлась одним из центров кинопроизводства, и где удалось найти подходящий для съемок корабль.

Первый показ фильма произошел 21 декабря 1925 на торжественном заседании, посвященном юбилею революции 1905 в Большом Театре.

Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 в 1-м Госкинотеатре (ныне — к/т «Художественный»).

Немой фильм озвучен в 1930, восстановлен в 1950 (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 (композитор Дмитрий Шостакович) на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича.

В 1925 после продажи негатива фильма в Германию и его перемонтажа режиссёром Пилем Ютци, «Броненосец „Потёмкин“» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов перенесен из начала в конец фильма. В дальнейшем подвергся цензуре и в СССР: удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Троцкого в прологе заменены цитатой Ленина. В 2005 под общим руководством Фонда «Германская Кинематека» (Deutsche Kinemathek), при участии Госфильмофонда и Рос. государственного архива литературы и искусства, авторская версия восстановлена и озвучена музыкой Эдмунда Майзеля.

Броненосец «Князь Потемкин-Таврический» к моменту съемки фильма списан, готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он превращен в склад плавучих мин, что затрудняло съемки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, снимали на крейсере «Коминтерн».

По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в черно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг. На копии, предназначенной для премьеры в Большом Театре, на 108 кадрах, где появляется флаг, он вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей.

У фильма несколько музыкальных сопровождений. Из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.

В СССР фильм вышел на экраны в сопровождении фрагментов из симфоний Бетховена. Эдмунд Майзель написал музыку в 1926 для европейского проката. По словам Наума Клеймана, в Берлин, где в январе 1926 состоялась европейская премьера «Броненосца „Потёмкина“», Эйзенштейн привез пластинки с записью песни «Вы жертвою пали» (под кот. в Одессе снималось «Прощание с Вакуленчуком»), чтобы совпали не только ритм, но и настроение, а также «Дубинушки» как музыкальный образ «народной стихии». Обе темы Майзель использовал в собственной обработке.

В свою музыку, насыщенную симфоническим развитием, Майзель включил и разнообразные шумы, обогащая таким образом звуковую ткань немого кинофильма, одновременно стремясь привести шумы к некоему ритмическому единству. Это создавало дополнительное эмоциональное воздействие на зрителей.

В 2005 в Берлине состоялся показ отреставрированной копии фильма с музыкой Майзеля. Александр Трошин писал: «С этой взрывной, бьющей по нервам музыкой (с неумолкающими барабанами, трещотками, каким-то свистом и ещё лязганьем цепи в такт набирающим скорость поршням судового двигателя), музыкой „отвратительной“,— как оценивает раздавленный ею фейхтвангеровский персонаж, но… „не выпускающей вас из-под своей власти“, мне уже довелось однажды смотреть эйзенштейновский фильм: сопровождаемым Дрезденским филармоническим оркестром, им открывали в 1996 международный кинофорум „Арсенал“ в Риге, посвященный 100-летию кино. „Дикая“, „резкая“, „таящая угрозу“ (определения Фейхтвангера), музыка Майзеля мне тогда показалась конгениальной эйзенштейновскому творению. Нынешняя встреча с ней, и опять в живом звучании, подтвердила её гипнотическую силу….»

По свидетельству очевидцев, музыка Майзеля настолько поразила Эйзенштейна, что он предложил композитору написать музыку и для его следующего фильма — «Октябрь».

К повторному выпуску фильма в прокат в 1950, после того как негативы озвращены из Германии в СССР, сопроводительную музыку написал Николай Крюков.

В то же время самое знаменитое музыкальное сопровождение связано с именем Шостаковича. Когда в 1976 фильм перенесён на более совершенную плёнку, то в качестве музыки к нему была использованы симфонии Шостаковича: Симфонии № 4, № 5, № 8 и № 10 и № 11 «1905 год». Они так гармонично подошли к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному.

Последними на данный момент работами над звуковой дорожкой к фильму являются музыка, написанная в 2004 британским поп-дуэтом Pet Shop Boys, американским музыкантом и композитором Del Rey совместно с группой The Sun Kings (2007) и английским композитором Michael Nyman(2012).

Признан «одним из лучших» — в 1954. Признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 (110 голосов из 117). Первый среди 100 лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978).
Завоевал приз на Всемирной выставке в Париже (1926).
В рейтинге 10 самых значительных фильмов мирового кино, кот. публикуется британским журналом Sight & Sound каждые 10 лет, начиная с 1952, и основывается на мнении более чем 100 киноведов и (с 1992) реж. из разных стран мира, «Броненосец „Потёмкин“» присутствовал 6 раз, занимая места с 4 по 7. В 2012 занял 11 место, не попав в список. Больше него попадала в этот список только одна картина — «Правила игры» Жана Ренуара.
Занял 3 место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.
Получил высокую оценку министра пропаганды Третьего рейха. На встрече с кинематографистами 28 марта 1933 Геббельс сказал:
Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это ещё раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут пропагандироваться художественными средствами.

— А. В. Васильченко «Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха»[19]
Отражение в массовой культуре[править | править вики-текст]
Многократно становился объектом цитирования и кинопародий, причём в большинстве случаев внимания удостаивалась сцена расстрела на Потемкинской лестнице и особенно кадр с катящейся коляской, отражённый в десятках фильмов, снятых разными режиссёрами в разных странах. Среди них: «Возвращение „Броненосца“» Геннадия Полоки (1996, Россия-Белоруссия), «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера (2003, Германия) «Kebab Connection» Анно Зауля (2005, Германия), «Голый пистолет 33 1/3» Питера Сигала (1993, США), «Неприкасаемые» Брайана де Пальма (1987, США), «Бразилия» Терри Гиллиама (1985, США), мультсериал «Симпсоны» (серия Treehouse of Horror XI) и др. Наиболее подробное пародийное отражение знаменитый фильм нашёл в двух кинокомедиях:

В 1976 итальянский режиссёр и актёр Паоло Виладжио в одном из эпизодов своей комедии «Фантоцци Второй Трагический» вывел фильм под гротескным пародийным названием «Броненосец „Котёмкин“ Сергея Эйнштейна». Эпизод заключался в том, что начальник мелкого клерка Фантоцци (героя комедии), являясь страстным поклонником великого фильма, принуждает всех своих подчинённых каждый вечер после работы смотреть этот фильм и обсуждать его. Никто не смеет возразить начальнику, хотя все возмущены его самодурством. Первым не выдерживает Фантоцци, кот. на очередном сеансе на весь зал восклицает: «Это же редкое дерьмище!» Взбунтовавшиеся служащие сжигают плёнку с надоевшим фильмом, а начальник оказывается в заложниках. Но вскоре его освобождают, и он, мстя своим служащим, заставляет их заново переснять фильм. Сам Фантоцци снимается в сцене с коляской, играя младенца.

В 1988 польский кинорежиссёр Юлиуш Махульский в своей гангстерской комедии «Дежа вю», действие кот. происходит в Одессе летом 1925, цитирует фильм. Главные герои — киллер Поллак (актёр Ежи Штур) и его жертва, главарь мафии Нечипорук (актёр Владимир Головин) — случайно оказываются на съёмочной площадке фильма, и им приходится участвовать в съёмках знаменитой сцены расстрела на Потемкинской лестнице. В этой пародийной сцене, чтобы добраться до своей жертвы, киллер Поллак вынужден играть жандармского офицера, командующего расстрелом, а мафиози Нечипорук в роли безногого матроса пытается скрыться от него. В погоне за Нечипоруком Поллак случайно сталкивает с лестницы детскую коляску. Заметив это, Эйзенштейн в озарении велит оператору скорее снимать этот кадр и использует действие Поллака как свою гениальную режиссёрскую находку.

Сцена расстрела на Потемкинской лестнице спародирована в клипе группы «Океан Эльзы» «Там, де нас нема».

Так же
Дебютная картина петербургского актёра и режиссёра Валерия Быченкова в «Ленинградском киноклубе»
Творческая встреча и показ фильмов в киноцентре «Родина» к юбилею Розы Орынбасаровой
«Владислав Ардзинба. Драма победителя» в кинотеатре «Иллюзион»
История человека, история народа