ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Ретроспектива фильмов Марлена Хуциева в Музее современного искусства (МоМА)

В октябре 2016 года в Нью-Йорке прошла Ретроспектива фильмов Марлена Хуциева – долгожданное и беспрецедентное для Северной Америки кинособытие, совместно подготовленное Музеем современного искусства (МоМА) и Госфильмофондом России. Ретроспектива охватила значительное количество киноработ великого режиссёра – как игровых, так и документальных; как известных, уже давно причисленных к классике, так и практически забытых и мало кем виденных. Ретроспективные кинопоказы должны были завершиться творческим вечером Марлена Мартыновича, но, к великому сожалению, он был отменён в силу веских причин —  по настоянию врачей 91-летнему Хуциеву пришлось, практически, в самый последний момент отказаться от 10-часового перелёта Москва-Нью-Йорк.

Ретроспектива фильмов Марлена Хуциева – долгожданное и беспрецедентное для Северной Америки кинособытие, совместно подготовленное Музеем современного искусства (МоМА) и Госфильмофондом России.

Ретроспектива фильмов Марлена Хуциева – долгожданное и беспрецедентное для Северной Америки кинособытие, совместно подготовленное Музеем современного искусства (МоМА) и Госфильмофондом России.

Программа в MoMA уникальна в том числе тем, что на сегодняшний день она является самой полной ретроспективой фильмов Хуциева. В частности, в неё включена снятая для ТВ в 1971 году документальная картина «Алые зори Парижа», которую практически никто не видел. Это своего рода дань Хуциева Парижской Коммуне в связи с её столетием. Художественных фильмов – 11. Среди них, разумеется, «Застава Ильича» (1964), «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «И всё-таки я верю» (1974), «Бесконечность» (1991). Примечателен тот факт, что публике были показаны обе версии картины «Заставы Ильича» — оригинал 1962 года («положенный на полку») и версия, выпущенная на экраны в 1965 году – «Мне двадцать лет».

В отсутствие мастера его фильмы представлял руководитель программы с российской стороны, Старший куратор Госфильмофонда России в ранге заместителя Генерального директора Пётр Багров. Вместе с Джошуа Сигелом, сотрудником киноотдела MoMA, он в течение последних двух лет работал над составлением и подготовкой программы ретроспективы. Вот как он прокомментировал в одном из интервью всё возрастающий интерес к творчеству Марлена Мартыновича:

«Вообще, на Хуциева сейчас большой спрос. Во многом этот всплеск случаен. Мы часто вытаскиваем из небытия какую-то экзотику, забывая, что есть очевидные шедевры, которые для нас являются каноническими, а в мире их просто не знают. Так и с Хуциевым произошло. Стоило где-то один раз показать «Заставу Ильича», и ею заинтересовались многие. Считалось, что Хуциева знают в России, но никто не знает за рубежом. Это не совсем так. Еще Феллини и Годар восхищались его мастерством. Но именно последние года три все стали у нас просить его картины. Прошла огромная ретроспектива в Локарно, в Португалии, в Мар-дель-Плата (Аргентина), сейчас должна быть программа в Парижской Синематеке, и так далее. Вот и Музей современного искусства, с которым мы дружим и тесно сотрудничаем, проявил серьёзный интерес. Мы получили отличные новые 35мм копии ряда фильмов. Нам помог Гарвардский киноархив. Что-то получили из Гостелерадиофонда, в общем, со всего мира собирали».

По словам одного из журналистов, «Смотреть фильмы Хуциева в их оригинальном формате, а не в крохотном разрешении 480р на видеоресурсах – сродни тому, что ты смотришь их впервые. Неидеальное качество копий в данном случае не имеет никакого значения, ибо только так, «сквозь» плёнку, ты можешь увидеть и по достоинству оценить поистине хореографическое изящество работы Хуциева в дуэте с кинооператором Маргаритой Пилихиной, например, на картине «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»). Ошеломляющее впечатление… Будто из нового сосуда вдруг до тебя доносится аромат старого, давно знакомого тебе вина. Всё увиденное на Ретроспективе фильмов Хуциева ещё больше убеждает тебя в том, что перед тобой шедевры, созданные человеком невероятного, исключительного таланта».

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Марлен Хуциев родился и вырос в Грузии. В 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Савченко. Уже первые два фильма — «Весна на Заречной улице» (совместно с Феликсом Миронером) и «Два Фёдора» — заявили о приходе в кинематограф незаурядного и склонного к поэтическому видению режиссёра. А два фильма о молодёжи, снятые Хуциевым в 1960-, оттепельные годы — «Застава Ильича» и «Июльский дождь» — получили огромный общественный резонанс и стали своего рода визитной карточкой поколения «шестидесятников» и лучшими образцами нового для СССР кинематографа свободного дыхания.

Многие годы преподавал режиссуру во ВГИКе.

Последние 13 лет Хуциев работает над фильмом «Невечерняя» – о встречах Льва Толстого и Антона Чехова. 35-минутный фрагмент из этой кинокартины показывался и в программе MoMA. Съёмки уже завершены, идёт монтаж, работа над звуком. Сценарий написан мастером вместе с его сыном Игорем Хуциевым.

Текст: Марина Мнацаканова