ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

В Манеже продолжается выставка «История советского кино в киноплакате. 1919-1991»

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Московский музей дизайна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках Года российского кино проводят выставку «История советского кино в киноплакате. 1919−1991».

На выставке представлено около 300 произведений знаменитых художников-графиков — Владимира (1899-1982) и Георгия (1900-1933) Стенбергов, Михаила Хазановского (1912-1990), Бориса Зеленского (1914-1984), Мирона Лукьянова (1936-2007), Василия Островского (1936-2012) и многих других. Это уникальные афиши 1920-х годов в стиле конструктивизма, редкие работы времен Великой Отечественной войны, плакаты к знаменитым советским фильмам эпохи «оттепели» и переломного позднесоветского периода 1970-1990-х.

Российские зрители знают и любят легендарные фильмы «Девять дней одного года» (режиссер М. Ромм, 1962), «Иваново детство» (режиссер А. Тарковский, 1962), «Не горюй!» (режиссер Г. Данелия, 1968), «Бриллиантовая рука» (режиссер Л. Гайдай, 1969), «Белое солнце пустыни» (режиссер В. Мотыль, 1970), «Двенадцать стульев» (режиссер Л. Гайдай,1971). Выставка в Манеже дает возможность познакомиться с афишами к этим фильмам и с их авторами, а также проследить историю развития графического языка киноплаката.

История русского киноплаката начинается в 1908, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм производства ателье А. Дранкова «Стенька Разин». В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться и привлекать зрителя. В Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей. Специфика этого жанра графического дизайна заключается в его тесной взаимосвязи с кино.

В 1920-е годы эстетика монтажного кино потребовала от киноплаката нового изобразительного языка. В этот период монтаж в киноплакате стал важнейшим стилеобразующим фактором; он соединял в одной композиции разномасштабные и разнофактурные элементы. На выставке будет представлена одна из знаковых работ этого периода — афиша братьев Стенбергов к классике отечественного немого кино «Девушка с коробкой» (режиссер Б. Барнет, 1927), а также киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму «Аэлита» (режиссер Я. Протазанов, 1924) Израиля Бограда и знаменитому «Броненосцу «Потемкину» (режиссер С. Эйзенштейн, 1925) В. Силкина.

Для персонажей киноплакатов 1930-х годов характерен пафос и социальный оптимизм героев Александра Дейнеки и Густава Клуциса. Однако, к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакат перестает играть заметную роль в художественной жизни. Киноплакаты военных лет — уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, о любви, и о том, во имя чего стоило побеждать.

В 1950-е киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики используют язык соцреализма, подчеркивая торжественность момента истории. В экспозиции представлены афиши к фильмам «Молодая гвардия» (режиссер С. Герасимов, 1948) Бориса Зеленского, «Жди меня» (режиссеры Б. Иванов, А. Столпер, 1943) Иосифа Герасимовича и «Золушка» (режиссер М. Шапиро, 1947) Льва Офросимова. На выставке также можно увидеть плакаты к фильмам, которые были сняты с проката.

Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать свое мнение, свободу «графического слова», «плакатного языка». Если стиль киноплаката 1920-х годов определял монтаж, стиль «оттепельного» плаката определяет метафора. Метафоричны содержание, композиция, графика плакатов; портретные образы получают сложную драматургию; широко используется символика. В начале 1960-х годов в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» приходит группа молодых талантливых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев. Эти художники создали собственный стиль, которому свойственна острота композиционных решений, подчеркнутая условность графического языка.

Расцвет киноплаката в конце 60-х годов связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Современность плакатного мышления и широкий диапазон выразительных средств помогли художникам адаптироваться к исторической ситуации. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность, знаковость — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате начинают играть фотография и живописное изображение. Плакат продемонстрировал новые возможности, которые открывал фотомонтаж, использующий кинокадры и рекламную постановочную фотографию. В этом разделе выставки можно увидеть афиши к таким фильмам, как «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1984) Владимира Сачкова, «Игла» (режиссер Р. Нугманов, 1988) Вилена Каракашева и «Униженные и оскорбленные» (режиссер А. Эшпай, 1991) Олега Васильева.

Выставка в Манеже продлится до 13 июня в ЦВЗ «Манеж».

Источник: Министерство культуры

Так же
О проекте «Золотая коллекция кинолетописи Поволжья»
В Марселе состоится премьера фильма «Нормандия-Неман»
В Санкт-Петербурге покажут фильм «Роль» Константина Лопушанского
Борис Грачевский провел в Саранске творческую встречу