ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Игорь Масленников: «Пушкин никогда не был мистиком»

источник: Редакция «Российской газеты

В эти дни в Пскове проходит 25-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. Зрители смотрят постановки по русской классике. И, конечно, многие посвящены Пушкину: «Пушкин и деньги» от московского Театр.doc, «Метель» и «Онегин — Жест» Псковского театра драмы, моноспектакль «Пушкин+»Евгений Онегин» актрисы Электротеатра Станиславский Елены Морозовой, «Онегин. Избранные страницы» в исполнении актера Омского театра драмы Ивана Маленьких, «Ужин с Пушкиным» от актеров новосибирского театра «Красный Факел»…

В эти дни в Пскове проходит 25-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. Зрители смотрят постановки по русской классике. И, конечно, многие посвящены Пушкину: «Пушкин и деньги» от московского Театр.doc, «Метель» и «Онегин — Жест» Псковского театра драмы, моноспектакль «Пушкин+»Евгений Онегин» актрисы Электротеатра Станиславский Елены Морозовой, «Онегин. Избранные страницы» в исполнении актера Омского театра драмы Ивана Маленьких, «Ужин с Пушкиным» от актеров новосибирского театра «Красный Факел»…
Фото: Эмиль Матвеев/ТАСС Фото: Эмиль Матвеев/ТАСС Фото: Эмиль Матвеев/ТАСС
А в кинотеатре «Победа» состоялся показ художественного фильма «Пиковая дама», снятого по повести Пушкина на «Ленфильме» 35 лет назад, в 1982 году. Его автор — известный режиссер Игорь Масленников, создатель «Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимней вишни».
Таинственная история о трех картах. «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза», — писал Пушкин в 1834 году.

Накануне псковского показа режиссер сказал корреспонденту «РГ»:

— Кто видел фильм, которым я горжусь больше всего и считаю своим лучшим — «Пиковая дама»? Текст от автора читает Алла Демидова. Одиннадцать сцен, которые написаны в виде диалогов, сыграли замечательные актеры. Старая графиня — выдающаяся театральная актриса, народная артистка СССР, лауреат трех Сталинских премий Елена Гоголева, десятилетиями не снимавшаяся в кино. Виктор Проскурин — подлинный Германн, петербургский немчик, каких Пушкин терпеть не мог. Виталий Соломин в роли Томского, Иннокентий Смоктуновский — Чекалинский.

В фильме звучит музыка из произведений Дмитрия Бортнянского. Главный оператор — Юрий Векслер. Художник Исаак Каплан придумал оригинальную декорацию — сквозную, комбинированную, ее построили в Первом павильоне «Ленфильма» и сняли там практически всю картину. А еще снимали заснеженные улицы Петербурга, Михайловский замок, Летний сад, Никольский собор…

Игорь Масленников обратился к псковичам через экран, был организован телемост:

— Я вам завидую: вы увидите фильм, который не просто экранизирует повесть Пушкина, а дословно ее рассказывает. Услышите подлинный пушкинский текст, от начала до конца, вплоть до эпиграфов на французском языке. Слушать Пушкина да еще в исполнении талантливых артистов — большое удовольствие всегда, даже если вы читали эту повесть. А если не читали, получите еще большее удовольствие.

Для меня работа над этим фильмом была довольно неожиданной и одновременно ответственной. Я вдруг обнаружил, что наш народ практически не знает пушкинскую «Пиковую даму». Была гениальная опера Чайковского «Пиковая дама». Но между этими произведениями мало общего. Оперная постановка — это мистический спектакль, действие происходит в ХVIII веке. А у Пушкина — уже в начале ХIХ века, прозаическая история петербургского немчика, военного инженера по фамилии Германн, он даже имени ему не дал.

Все время говорят: мистическая пушкинская «Пиковая дама». Да никогда он не был мистиком. В отличие от других поэтов того времени. Обратитесь к тексту Пушкина. Герман был пьян, и во сне ему привиделась графиня. Пушкин и мистика — вещи суть не совместимые. Он реальный человек, гений. Мы до сих пор говорим его языком.

Пушкин проводил лето в Болдине, там и прочитал на французском мистический роман шведского ученого, философа, писателя Сведенборга, в котором рассказывалось, как швед встретился с потусторонними силами. И что же сделал Александр Сергеевич? Как человек иронический, скучающий от безделья в деревне, написал пародию на роман! Под названием «Пиковая дама». Надо относиться к этому с юмором.
Я общался с выдающимся ученым, замечательным пушкинистом Борисом Викторовичем Томашевским. Он и объяснил мне, что Пушкин не мистик, что сделал из «Пиковой дамы» пародию. С нее началась целая вереница петербургских повестей Гоголя, Достоевского, Гаршина…

«Пиковую даму» хотел снять Михаил Козаков, а до него — Михаил Ромм, братья Васильевы, Сергей Эйзенштейн. Но все посчитали, что это мистическая история, не стали связываться. И когда Козаков отказался, я, в то время худрук Творческого объединения телевизионных фильмов студии «Ленфильм», сам решил взяться, никогда не боялся мистики. У меня филологическое образование, и мне было смешно слышать про Пушкина — мистика.

— Игорь Федорович, почему фильм не показывали несколько лет? Ему не повезло и с прокатом в 1982 году?

— Фильм снимался как телевизионное кино. На протяжении нескольких лет Центральное телевидение показывало его в день рождения Пушкина 6 июня. На картину хорошо отреагировала наша интеллигенция. Булат Окуджава написал в то время в «Литературной газете»: «Это беспретенциозное прочтение Пушкина мне дороже, приятнее иных режиссерских ухищрений».

К слову

Фильм «Пиковая дама» в Пскове показал «Ленфильм-клуб». Такие киноклубы появились в Петербурге, Калининграде, Пскове. Основные задачи «Ленфильм-клуба» — объединить зрителей и профессионалов кино, дать им возможность регулярно встречаться и общаться на одной площадке.

Копию «Пиковой дамы» предоставил Госфильмофонд.

Тем временем

Как идет работа над «Зимней вишней- 4»? Почему вы решились на продолжение?

Игорь Масленников: Те три фильма мы сняли по сценариям Владимира Валуцкого, моего друга, ныне покойного. Они рассказывали истории из трех времен. Первый фильм вышел в 1985 году, это был еще Советский Союз. Второй — 1990 год, распад страны во время правления Горбачева. «Зимняя вшня-3» — 1995 год, уже полный развал экономики в нашей стране, народ стал уезжать за границу… Сейчас мы живем в новом времени, не похожем на те времена, когда выходили картины. У наших героев были дети. Прошло 30 лет, они выросли, уже взрослые люди. Что происходит с ними и с нашей страной — вот это мы и хотим рассказать. История называется «30 лет спустя, или «Зимняя вишня-4». Снимать будут мои ученики, талантливые ребята Николай Котяш и Евгений Черепанов. Мой сценарий, я буду худруком. Параллельно с этим превращаю сценарий в киноповесть.

Так же
Премьерный показ фильма «Чайковский. PRO et CONTRA» и мастер-класс Бориса Эйфмана
В Москве и Петербурге прошли показы реставраций Григория Козинцева
Стереокино в годы войны и первые послевоенные годы
Показ фильма Ивана Александровича Пырьева «В шесть часов вечера после войны»