ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

«Документальное кино — это школа правды»

15 и 16 января в «Госфильмофонде» прошло Всероссийское совещание кинодокументалистов, созванное правлением Союза кинематографистов.

Исполняя поручение Владимира Путина, неигровики обсудили «предложения о принципах организации и развития кинопроизводства в Российской Федерации, схеме размещения объектов кинопроизводства на территории страны и совершенствовании госуправления акционерными обществами отрасли в целях недопущения их банкротств». Затем собравшиеся согласовали принципы организации поддержки и финансирования документального кино и сформулировали предложения президенту по возрождению российской кинолетописи.

Заместитель Никиты Михалкова Клим Лаврентьев представил коллегам несколько снятых на бюджетные средства лент, имеющих весьма косвенное отношение к киноискусству. Гвоздем программы стали курортные заметки директора свердловской киностудии Михаила Чурбанова «Геополитика и экономика Бразилии». Фраппированные нелепой поделкой режиссеры (многие — члены экспертного совета при Минкульте) посетовали на непрозрачность решений по финансированию отрасли и поддержали идею руководства о создании центров документального кино в каждом федеральном округе  России — профессиональных площадок отбора документальных проектов и кинолетописи.

Собравшиеся поддержали предложение Лаврентьева об учреждении прокатных компаний документальных лент, запрете приватизации студий (по факту смены собственника автоматически утрачивающих права на коллекции), введении квоты на прокат неигровых картин (прежде всего в восстановленных за госсчет кинотеатрах малых городов) и включении в состав возрождающейся Ялтинской киностудии производственного комплекса «Центр документального кино и кинолетописи Республики Крым и города Севастополь».

Режиссер Сергей Мирошниченко внес предложение о запуске пилота кинолетописи, отражающего важнейшие общественные, производственные, культурные и спортивные события российской жизни в 2018 году. Работа над этим альманахом должна стать коллективным вкладом документалистов в новейшую историю страны, остававшуюся за кадром в течение тридцати последних лет (телевизионные, непригодные для объемных полотен, сюжеты не в счет). В случае, если президент поддержит проект, в канун нового, 2019 года мы увидим фреску «Нас 147 миллионов».

Председатель комиссии неигрового кино Союза кинематографистов России, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, кинорежиссер Сергей МИРОШНИЧЕНКО:

— Нас дополнительно профинансируют, это, конечно, хорошо. Но эти деньги не должны утечь в песок, они должны работать на нашу силу, на общее дело. Я со своей стороны готов поддержать все творческие начинания перед руководством ВГТРК и на президентском Совете по культуре.

Режиссер, генеральный директор студии «Встреча» Наталья ГУГУЕВА:

— Документалистов, способных снимать масштабные фильмы, у нас единицы, и поддержанная федеральными телеканалами летопись может стать настоящей школой творческой молодежи.

Заместитель председателя Союза кинематографистов, режиссер Клим ЛАВРЕНТЬЕВ:

— Я удовлетворен итогами совещания. Мы сформулировали все то, о чем говорили в течение двадцати лет на круглых столах и союзных встречах. Все высказались и были услышаны присутствующими на совещании полпредами президента в пяти федеральных округах. Существующая система финансирования требует серьезного усовершенствования. Достаточно сказать, что из снятой на государственные средства продукции лишь 10–15 процентов помещается Красногорским архивом на вечное хранение.

Президент Гильдии неигрового кино и ТВ Виктор СКУБЕЙ:

— Нигде в мире документалистам не живется сладко. Но есть европейский опыт — созданный пятью международными фестивалями интернет-портал Doc Alliance, предоставляющий доступ к новинкам и на платной, и на безвозмездной основе. Фактически это и универсальная база контактов авторов и правообладателей, и живая видеоэнциклопедия, предлагающая реальную картину мира, популяризирующая неигровое кино и позволяющая организовывать фестивальные и прокатные истории. Правда, в нашем случае подобный проект требует отдельной бюджетной статьи, а не разового гранта.

Киноаналитик Игорь БЕЛЯК:

— В нашей традиции, в нашей великой стране было и должно быть большое кино. Если быть последовательными в этих устремлениях, кинолетопись может стать проектом федерального масштаба, позволяющим испытать чувство гордости за нашу страну. Что здесь является самым главным? Определить несложно. Мне посчастливилось знать, видеть и слышать великих наших кинематографистов. Навсегда запомнил слова Михаила Ильича Ромма: «Документальное кино — это школа правды!» Правда, художественно осмысленная и запечатленная в документе кинолетописи, служит настоящей основой истории, которую будут знать будущие поколения.

источник: газета «Культура»
фото: ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО REALISTFILM.INFO

Так же
Новый глава компании – о ее будущем, правах на коллекции и ситуации в текущем кинопрокате
«Они сражались за Родину» на экране кинотеатра «Россия»
Игорь Масленников: «Пушкин никогда не был мистиком»
«Девчата» — фильм на все времена