ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Важнейшее из искусств

Гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачев — о популяризации отечественного кино за рубежом

Источник: Известия

Среди киноведов есть поговорка: «Не можешь найти редкий фильм, ищи его в Госфильмофонде». У нас крупнейший киноархив в мире (более 70 тыс. наименований), занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Однако хранение и реставрация — не единственная наша функция. Одно из важных направлений деятельности Госфильмофонда, о которой редко пишут и говорят, — это популяризация отечественного кино в мире.

Мы проводим в год более сотни мероприятий — в России и за рубежом. Возможности у нас практически безграничные. Госфильмофонд является членом Международной федерации киноархивов (ФИАФ), и, согласно уставу, мы можем позволить любые показы на любой территории стран-участниц. Мы проводим множество фестивалей в Европе, Азии и даже в Америке. В прошлом году мы организовали киносмотры в Вашингтоне и Нью-Йорке, а в апреле следующего года мы планируем сделать то же самое на Аляске. И все за собственный счет.

Конечно, сейчас заниматься этим стало сложнее, чем раньше. Сказываются мировой кризис, кризис в России, но мы все равно продолжаем изыскивать средства. Нам очень помогает, что Госфильмофонд владеет правами на коллекции почти всех советских киностудий (кроме «Мосфильма» и «Союзмультфильма»). Благодаря этому мы можем заниматься оцифровкой и реставрацией нашего наследия, а это очень дорогостоящий процесс, а также популяризировать и продвигать отечественное кино. А кинематограф до сих пор важнейшее из искусств, самый действенный и самый популярный способ пропаганды — в положительном смысле этого слова.

Больше всего нас подстегивает очевидный интерес к нашему кино за рубежом, который не ослабевает с годами. Когда мы только начинали, зрителей было совсем немного — 50–100 человек на зал. Сейчас же, какой бы мы фильм ни показывали — советский или современный российский, ­— залы забиты полностью, сколько бы там ни было мест — 400 или 800, без разницы. Бывает, сидят и на ступеньках. С каждым годом мы все больше расширяемся. Мы уже пять лет проводим Дни российского кино в Вене. Из них три нас постоянно приглашали из соседней Словакии, и в этот раз в декабре мы проводим почти одновременно два фестиваля в Вене и Братиславе с одной программой.

Что собой представляют Дни российского кино? Во-первых, мы привозим лучшие российские фильмы последних лет. В этом году мы активно показываем «Время первых» Дмитрия Киселева, «Викинга» Андрея Кравчука, «Матильду» Алексея Учителя. Во-вторых, параллельно этим показам в соседних залах идут ретроспективы — советской классики, хроникально-документального или научно-популярного кино. В этом году к 100-летию Октябрьской революции мы выбрали «Чапаева» братьев Васильевых. Фильму больше 70 лет, а он на ура идет у европейского зрителя.

Наши фестивали отличаются от тех, что проводят коммерческие структуры, выигрывающие тендеры Минкультуры или других организаций. Прежде всего никто больше не работает так системно и в таком масштабе. Кроме того, перед нами не стоит задача что-то заработать. Наша задача — профессионально познакомить зарубежного зрителя с отечественным кино. Над нашей программой работает международная научная группа, в составе которой специалисты с многолетним стажем. При выборе репертуара мы учитываем и местный менталитет, и политические предпочтения. Мы знаем, что показать, где и когда.

И это видно по нашим полным залам. В отличие от многих других фестивалей российского кино к нам ходит в первую очередь именно местный зритель, а не наши соотечественники, живущие за рубежом. Определить это очень легко. Если во время вступительного слова аплодисменты в зале начинаются до слов переводчика — значит в зал пришла по большей части русскоязычная публика. Если после перевода — значит иностранцы. Так вот, у нас, как правило, хлопают после, а не до.

Качественная селекция — не единственное наше конкурентное отличие. Мы пытаемся наладить высокопрофессиональный диалог с зарубежным зрителем, поэтому всегда приглашаем кого-то из создателей, по преимуществу режиссера. Например, в прошлом году на наших показах Андрей Кончаловский представлял свой фильм «Рай». В этом году Алексей Учитель будет представлять «Матильду». Много работаем с Александром Сокуровым. Его последний фильм «Франкофония» мы показывали в Марселе, Вене, Ницце… В Ницце его мастер-класс собрал полный зал (400 человек!). Вместо часа он шел все три, но никто не ушел.

Мы уважаем зарубежного зрителя, но в то же время не хотим просто идти у него на поводу. Мы показываем разное кино, в том числе потенциально спорное. За годы нашей работы успела сформироваться публика, готовая к серьезному разговору. В тех городах, куда мы приезжем не первый год, нам даже оставляют заявки с просьбой показать то или иное кино. Например, в Марсель мы ездим уже 23 года. Четыре года назад по просьбе местных жителей и мэрии мы привезли эпопею «Освобождение» Юрия Озерова, которую недавно отреставрировали. Это был риск, все-таки пять фильмов сложно выдержать в зале. Но показ прошел замечательно.

При этом для марсельцев было настоящим открытием, что именно Советский Союз освободил Европу. Настолько это не вяжется с той версией событий, к которой они привыкли. В этом и есть важное значение кино — провоцировать мысль, менять точку зрения. Несколько лет назад мы активно показывали в Европе фильм «Крым. Путь на Родину» — во Франции, Швейцарии, Греции, и, несмотря на протесты украинского посольства, он пользовался успехом.

Прекрасный прием за границей имел и фильм нашего собственного производства «Донбасс. Саур-Могила». Уже пять лет, как у Госфильмофонда работает своя киностудия. За это время мы сделали уже восемь фильмов, которые тоже активно показываем на фестивалях. В картине «Донбасс. Саур-Могила» мы использовали уникальную немецкую хронику времен Великой Отечественной, которая монтируется с тем, что происходит в Донбассе сейчас. В России фильм мало известен (был только один показ на телеканале «Звезда»), но мне лично кажется, что он достоин большего. После показа на фестивале в Ницце люди кричали: «Это шедевр!»

Автор — генеральный директор Госфильмофонда России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Так же
100-летие Октябрьской революции в кинотеатре «Россия»
Программа фильмов «Дней российского кино в Вене»
«Дни российского кино» в Вене
В Уфе прошла «Кинолениниана», посвященная 100-летию Великой Октябрьской революции